В течение последних нескольких недель Президент США Дональд Трамп на ближневосточном направлении принял несколько довольно неоднозначных решений, в результате которых фактически, inter alia, может быть реанимирован Владимир Путин, подобно птице феникс. О чем же в действительности идет речь и чего ждать дальше?
Начнем с Ирана
Как известно, 14 июля 2015 года Иран заключил с ЕС и странами шестерки (постоянные члены Совета безопасности ООН плюс Германия) Совместный Всеобъемлющий план действий по урегулированию иранского ядерного вопроса, известный как «Иранская сделка». Этот документ в момент его подписания считался историческим событием, ведь он стал результатом девяти лет напряженных переговоров и позволил снять большую часть санкций с Ирана, которые действовали много лет.
20 июля 2015 года Совет Безопасности ООН своим единогласным решением одобрил Иранскую сделку (резолюция № 2231), что, по сути, дало ей высшую степень легитимизации.
Вместе с тем, сразу после своего избрания, Президент Трамп начал выражать свое недовольство этим Соглашением, называя его худшей сделкой (deal), которую когда-либо заключали США.
Несмотря на то, что другие участники Иранской сделки, в том числе европейские партнеры США, публично высказывали свои предостережения, 8 мая этого года Вашингтон объявил о своем выходе из нее.
При этом уже 10 мая официальными представителями Белого Дома было заявлено о намерении возобновить все ограничительные меры против Ирана, которые действовали до заключения сделки, а Министерством финансов США — введены новые санкции против отдельных представителей Корпуса стражей исламской революции и трех юридических лиц, которые ассоциируются с ним.
Особую пикантность ситуации придают визиты Президента Франции Макрона и Канцлера ФРГ Меркель в Вашингтон накануне объявления Президентом Трампом о его решении. Кажется, что это были визиты отчаяния, когда европейцы пытались уговорить американцев не делать настолько рискованный демарш по отношению к Ирану. Однако тот факт, что хозяин Белого дома не прислушался к мыслям своих европейских партнеров, много чего говорит сам за себя. Особенно оскорбленным себя должен чувствовать глава Французской Республики, ведь во время его совместной пресс-конференции с Дональдом Трампом создавалось впечатление, что взаимопонимание между двумя лидерами достигнуто. Не зря Ангела Меркель, сразу после объявления о выходе США из Иранской сделки, даже позволила себе непривычно жесткий комментарий относительно того, что «Европа больше не может полагаться на США в вопросе собственной безопасности».
Дальше больше – Израиль
6 декабря 2017 года Президент Трамп официально признал Иерусалим столицей Государства Израиль и пообещал перенести туда посольство США из Тель-Авива. Это решение вызвало волну критики со стороны не только арабского мира, но и от лидеров европейских государств. Однако, несмотря на это, решение было реализовано — 14 мая состоялась торжественная церемония переноса Посольства США из Тель-Авива в Иерусалим.
Можно сколько угодно аргументов приводить за или против такого шага, искать или отрицать взаимосвязь этого события с многотысячными протестами палестинцев на границе Газы с Израилем, в результате которых погибли по меньшей мере 60 и были ранены более 2700 гражданских лиц. Однако вполне очевидно, что отныне стабильность в регионе надолго почила в бозе, а противоречия между США и арабским миром и между США и их союзниками по НАТО, в первую очередь с Турцией, достигли наивысшей точки кипения за всю послевоенную историю.
Особенно же беспокоит реакция официальной Анкары. Вызов послов Турции из Вашингтона и Тель-Авива для консультаций, высылка посла Израиля из Анкары, объявление государства Израиль «террористическим государством» и вообще крайне воинственная риторика Президента Эрдогана оптимизма не добавляют так точно.
А что же Украина?
Для Украины ближневосточные лабиринты — это крайне чувствительная тема. С одной стороны, США — это самый мощный наш партнер, без поддержки которого выстоять против российской агрессии нам было бы крайне сложно.
Однако приоритетом внешней политики Украины является вступление в Европейский Союз. При этом товарооборот с ЕС в прошлом году составил около 40%, а роль, в частности ФРГ и Франции, в сдерживании агрессора сложно переоценить, и дело не только в Нормандском формате.
В то же время торгово-экономическое сотрудничество с Ираном, многими арабскими странами и особенно с Турцией для Украины является чрезвычайно важным, причем перспективы повышения его уровня выглядят далеко не фантастическими. А кроме того, Турция с самого начала российской агрессии занимает последовательную позицию относительно поддержки территориальной целостности, независимости и суверенитета Украины.
Поэтому не удивительно, что Киеву приходится лавировать. Официальных заявлений относительно решений Трампа в отношении Ирана и переноса посольства в Иерусалим МИД Украины не делало, а посол Украины в Израиле не принимал участие в торжественной церемонии открытия американского посольства, хотя накануне посетил торжественное мероприятие, которое было организовано от имени Премьера Натаньяху.
А выловить золотую рыбку в мутной воде смогут россияне
Так выглядит, что Трамп своими майскими ближневосточными решениями, по сути, реанимирует Президента России Владимира Путина.
У европейцев усугубляется раскол. Германия и Франция изо всех сил пытаются спасти Иранскую сделку, а решение о переносе посольства в Иерусалим поддержали лишь Румыния, Чехия и частично Австрия и Венгрия, послы которых присутствовали на церемонии его открытия.
Своевременный ВолкерТрамп заявил, что будет вести переговоры о новой иранской сделке со всеми, в том числе с Китаем и Россией, однако пересматривать свои решения не собирается.
Повестка дня ближайших переговоров с Владимиром Путиным Канцлера Германии Меркель, которые состоятся 18 мая в Сочи, и Президента Франции Макрона, запланированных на полях Петербургского экономического форума 24-26 мая, переформатируются. Близкий Восток — проблема номер 1. При этом на Президента России возлагаются особые надежды, ведь он имеет влияние на Иран, большинство арабских лидеров, а Беньямин Натаньяху был рядом с ним, с георгиевской лентой на лацкане пиджака, во время праздничных мероприятий, которые проводились в Москве. Более того, отношения Президентов Турции и России стали близкими, как никогда, после начала строительства АЭС в Аккую и контракта на поставку систем ПВО С400, и это несмотря на глубокий кризис, вызванный сбитием российского Су-24 24 ноября 2015 года турецкими ВВС, который завершился так же внезапно, как и возник.
Поистине, правило «нет вечных союзников, есть вечные интересы» вновь правит бал в современных международных отношениях.
Россия, несмотря на санкции, агрессию против Украины, дело Скрипалей, вмешательство в выборы и референдумы в других странах и т. д., снова становится страной, которая обладает своеобразной золотой акцией к решению ключевых международных проблем, геополитическим игроком, без которого удержать мир от войны, по крайней мере на Ближнем Востоке, и войны всех против всех, становится все сложнее.
Учитывая скоротечность геополитических изменений вокруг Украины, нам, украинцам, следует ускоряться с созданием собственного государства, которое было бы способно защитить себя, независимо от того, кто кого и почему реанимирует. Как это удается небольшому, но консолидированному Израилю, который окружен, мягко говоря, не друзьями. И так уже 70 лет подряд.
Вадим Трюхан, дипломат, председатель правления ОО «Европейский Рух Украины»