Беда пришла из Москвы – в новогоднюю ночь там затянул свою песню депутат Государственной Думы Иосиф Кобзон, а здесь показал это безобразие «Интер». История повторилась как фарс – ровно год назад после трансляции развлекательной программы российского ТВ украинским каналом впервые раздались требования лишить его лицензии. Тогда эта инициатива ничем не закончилась, но дала возможность объединиться против общего врага и отвлечься от других, насущных проблем.
Не приведет ни к каким последствиям и шум, который подняли социальные сети по поводу появления российских поп-исполнителей, не скрывающих своих антиукраинских настроений, и на этот раз.
Тем более что волнения вокруг «Интера» с Кобзоном захлебнулись в самом начале – от развития скандала канал спас московский офис Coca-Cola с Крымом.
Американская компания сначала извинилась перед потребителями ее продукции в РФ за то, что в своей поздравительной открытке, размещенной на официальной странице в соцсети, забыла присоединить аннексированный полуостров к России, чтобы затем извиниться перед потребителями в Украине именно по этой причине – исправившись, Coca-Cola расширила южные границы Российской Федерации.
Что общего в этих двух скандалах – неистребимое желание украинцев пресекать, запрещать, бойкотировать. При этом нельзя не отметить практику избирательного подхода в случаях объявления очередного объекта презрения. Почему, например, синяки и шишки посыпались на Ани Лорак год назад, а Софию Ротару, при тех же обстоятельствах – участие в церемонии награждения призами в области поп-музыки в Москве, они миновали.
Если от любви до ненависти один шаг, то и в обратном направлении путь так же короток. Большинство из тех, кто проклинал последними словами боксера Александра Усика, который в ночь после парламентских выборов 2012 года посетил вечеринку Партии регионов, теперь не жалеют восклицательных знаков по поводу его спортивных побед на профессиональном ринге.
Очень часто одни и те же люди, которые вчера возмущались деятельностью Министерства культуры, которое составило список нежелательных персон с российским паспортом, сегодня ополчаются против деятельности отдельных юридических и физических лиц в Украине исключительно на основании импульсов и стадного чувства.
Какими бы глупыми и бессмысленными ни выглядели действия Минкульта или Национального совета по телевидению и радиовещанию, но мотивация их понятна и не лишена смысла. В то время, когда Украина находится в состоянии необъявленной войны с Россией, правильным, пусть и запоздалым, выглядит решение как-то ограничить доступ в нашу страну информационного и развлекательного продукта и его носителей, не имеющих ничего общего ни с культурой, ни с информацией.
Это вопросы общественной гигиены и национальной безопасности.
Другое дело, что подобная практика противоречит европейскому выбору Украины, которого на официальном уровне придерживаются и правящая верхушка, и общественные активисты. Но, опять же – война.
К тому же появился прекрасный повод очистить информационное пространство от низкопробной продукции. Но вот беда: от запрета Стаса Михайлова выигрывает Гарик Кричевский. Количество посетителей концертов скрипичной музыки от таких радикальных мер не увеличится. Но может – теоретически – возникнуть и окрепнуть поколение украинских исполнителей поп-музыки.
Вопрос ведь в том, что в информационную эпоху легко заполнить вакуум в головах, было бы чем. А любителей русского шансона в Украине больше, чем нам того хотелось бы. И нет другого выхода, кроме как предложить им украинский шансон. Параллельно предоставляя возможность развиваться другим жанрам популярной музыки.
Что касается производства кинофильмов и телесериалов, здесь как раз высвобождается место для отечественного продукта самых разнообразных жанров и направлений. Но суть в том, что украинские производители, ориентированные на российский рынок, переняли все его плохие черты, начиная от идеологического мракобесия и заканчивая не функционирующей в отрыве от государственного финансирования, убыточной системой производства.
А в Украине, считай, нужно начинать все заново. Попытки сделать кальку с российского продукта обречены на провал.
Так получилось, что в Украине сложилась благоприятная ситуация для запретов и ограничений, которая должна привести к формированию нового рынка индустрии развлечений. Места – полным-полно. А пока массовый спрос за неимением достойного предложения в сфере развлечений находит себе выход в социальных сетях.
На вопрос «Что делать?» Василий Розанов уже ответил в 1901 году: «Как что делать: если это лето – чистить ягоды и варить варенье; если зима – пить с этим вареньем чай».