«Ни одна коррупционная сделка Януковича за два года не расследована», — мог бы заявить Саакашвили и, возможно, когда-то сказал, но 20 января об этом напомнил премьер-министр Арсений Яценюк.
«У нас не расследована практически ни одна махинация Януковича и бывшего режима. Миллиардные средства остаются на счетах арестованными и не конфискованы. Прошло два года», — сказал премьер в своем вступительном слове перед началом заседания правительства.
Уже не отличишь по риторике антикоррупционный форум, заявленный как собрание общественных активистов, от заседания Кабинета министров. Всепоглощающую коррупцию делят между собой как шкуру неубитого медведя. Борьба со злом, источником тайных доходов, на публике способна принести немалые политические дивиденды.
Только ленивый не боролся в Украине с коррупцией – в этом убеждаешься после ознакомления с предвыборной программой Партии регионов 2012 года. В ней вы вообще не найдете слова «коррупция».
А вот команда регионалов, выступающая под названием «Оппозиционный блок», нашла ей место в своей политической платформе – в нужном контексте. «Остановить бездумные увольнения государственных служащих и преследования политических оппонентов под лозунгом люстрации. Борьба с коррупционерами должна осуществляться в рамках действующего законодательства», — говорится в предвыборной программе.
Ладно, с «Оппозиционным блоком» все ясно – не добежавшие до канадской границы регионалы спрятались от уголовного преследования в Верховной Раде. Напрасно ждать от них активной борьбы с коррупцией, тем более при отсутствии руководящих должностей в профильных парламентских комитетах. Задача депутатов фракции – сидеть тихо, чтобы не сесть громко.
Но посмотрим, с чем шли на выборы осенью 2014 года явные фавориты и будущие победители.
Особый интерес представляют предвыборные обещания «Блока Петра Порошенко» — депутаты этой фракции, создавшие в парламенте Антикоррупционную платформу, входят в группу поддержки Саакашвили и участвуют в организованных им антикоррупционных форумах.
Итак, программа партии «Блок Петра Порошенко» под названием «Жить по-новому».
Раздел «Жить безбедно»:
«Нужно отказаться от популизма и говорить людям правду: высокие стандарты жизни станут реальностью только после проведения необходимых реформ (включая преодоление коррупции)».
«Нужно уничтожить «коррупционный налог» на экономику. Социально ответственный бизнес должен платить налоги в бюджет, а не взятки отдельным чиновникам».
Раздел «Жить честно»:
«Приоритетными задачами… сегодня являются:
…антикоррупционная люстрация судебных, правоохранительных, налоговых и таможенных органов;
утверждение нетерпимости к коррупции как своего рода национальной идеи».
Без комментариев.
Вторая по численности фракция в Верховной Раде – «Народный фронт».
Вот что говорится в предвыборной программе партии в разделе «Политическое развитие». Ctrl+F нам в помощь.
«С целью более эффективного противодействия коррупции партия инициирует обновление антикоррупционного законодательства и внедрение новых антикоррупционных практик. В частности, создание независимого антикоррупционного органа с широкими полномочиями, внедрение декларирования чиновниками, политиками, судьями, работниками прокуратуры и др. как доходов, так и расходов, с обязательной проверкой этих сведений, привлечением общественности к процессу антикоррупционного мониторинга.
Среди мероприятий антикоррупционной политики также раскрытие структуры собственности предприятий до каждого конкретного выгодоприобретателя, максимальное сужение поля для возникновения коррупции – уменьшение количества разрешений, контрольных органов и проверок».
Также обойдемся без комментариев.
Представленная в основном дебютантами в большой политике партия «Самопомич» скромно обещала, что будет отстаивать: «создание независимого органа для расследования коррупции высокопоставленных лиц; дерегуляцию, борьбу с коррупцией и монополиями».
Коротко и ясно.
Радикальная партия также демонстрирует лаконичный стиль – в ее политической программе мы находим: «Коррупцию на вилы! Радикальная партия уничтожит взяточничество. Заработает общественный антикоррупционный корпус – для реакции на жалобы граждан».
Как много успел заработать антикоррупционный корпус – нам не удалось установить из-за сложностей с дефинициями.
Ожидаемо многословной оказалась предвыборная программа партии, представленной в Раде самой малочисленной фракцией, – это «Батькивщина».
Один из лозунгов, если кратко – «Наша цель: … дать бой коррупции».
Раздел «Люстрация и победа над коррупцией»:
«Невозможно победить коррупцию, когда ее совершает тот, кто призван бороться с ней».
«Запретить занимать государственные должности тем руководителям и депутатам, которые работали на режим Януковича, голосовали за диктаторские законы 16 января, были заподозрены в коррупции».
«Создать независимое Антикоррупционное бюро с правом на провокацию взятки и проверку на детекторе лжи».
«Привести законодательство в сфере деятельности судов, прокуратуры, СБУ, милиции, госслужбы к стандартам и антикоррупционным требованиям ЕС».
«Ввести максимально жесткую уголовную ответственность за коррупцию и взяточничество».
Раздел «Честное правосудие»:
«Ни люстрация, ни борьба с коррупцией не достигнут цели, если суды будут оставаться «карманными».
«Провести люстрацию судей, причастных к нарушениям прав человека, принятию неправосудных решений, политическим преследованиям, коррупции».
Раздел «Свободное предпринимательство»:
«Только независимые люди способны противостоять коррупции и авторитаризму».
Комментарии излишни.
Почему парламентская оппозиция не борется с коррупцией хотя бы на словах и без далеко идущих последствий, как это делает Саакашвили, – большой вопрос. Тем более что компанию «Оппозиционному блоку» с начала сентября составляет Радикальная партия. Правда, переход фракции Олега Ляшко в оппозицию удивительным образом совпал с арестом депутата Игоря Мосийчука – возможно, в этом факте следует искать объяснение пассивности.
Почему не переходят в оппозицию депутаты фракции «Блока Петра Порошенко» — потому что находятся в правящем большинстве. Почему они не выходят из фракции и не переходят в оппозицию – возможно, еще и потому, что перед глазами у них пример Мосийчука.
Поэтому они предпочитают бороться с коррупцией во время ужина в японском ресторане или на форумах, на которых старательно избегают нападок на президента Украины и его окружение, но не жалеют эпитетов в адрес премьер-министра Арсения Яценюка и бывшего председателя Днепропетровской облгосадминистрации Игоря Коломойского.
И в чем тогда различие между партиями, представленными в парламенте, которые много чего обещали на выборах, включая борьбу с коррупцией, и проектом Саакашвили – да нет никакой разницы. Если это оппозиционный проект, то как его участники собираются бороться с коррупцией в девятом созыве Верховной Рады, если они окажутся в меньшинстве – так же, как «Оппозиционный блок» (молча) или Радикальная партия (вилами), – или есть другие варианты, хотелось бы услышать. Хорошо, они войдут в состав новой коалиции, при их участии будет формироваться правительство – так они и сейчас находятся в парламентском большинстве, большая часть министерских портфелей – у ставленников Порошенко.