Тема ядерного оружия, казалось бы уже забытая, вновь на слуху. Россия вот-вот сойдется в схватке с Турцией, страной НАТО. Время вспомнить пятую статью Североатлантического договора: вооруженное нападение на члена НАТО будет рассматриваться как нападение на всех в целом. А хотят ли в Кремле напасть? Там еще сами не знают, как дело пойдет.

Как снежный ком

У Кремля с Белым домом расхождения в принципах. Путин думает, что Ялта-45 возможна вновь, а Обама знает, что нет. Зато Эрдоган, как Путин, завзятый геополитик: дай карту мира, сразу расчертит, где чья сфера влияния. Это сходство радовало, пока в дружбу не влез Асад.

То, что Асад убьет их дружбу, друзья не знали еще в сентябре. Тогда Путин уже хотел воевать с ИГИЛ, а Эрдоган еще приезжал в Москву на открытие мечети. Путин тогда рассчитывал выгодно «продать» русского солдата на Генассамблее ООН по схеме «помощь в Сирии в обмен на Украину». Не сторговался, партнеры не поняли суть сделки. А дальше понеслось…

Путин влезает в сферу влияния Эрдогана, когда ВВС России начинают бомбить повстанцев в северной Сирии. Эрдоган мстит. ВВС Турции сбивают российский Су-24. Это повышает градус, но не доводит до кипения. В ноябре эффективность российских авиаударов неясна, есть впечатление, что в войне в Сирии все по-прежнему.

Теперь градус кипения уже есть. ВВС России и те, кого зовут «армия Асада» (шиитские наемники, иранцы, «Хезболла»), научились работать в связке и грозят взять ключевой для повстанцев город Алеппо в блокаду, отрезать его от Турции. Счет идет на дни, а катализатором (оцените юмор) выступает соглашение в Мюнхене о прекращении огня. Как только кольцо блокады замкнется, Россия или Асад скажут: «Все! Я в домике, не стреляйте». Для Турции это значит проигрыш.

Если Эрдоган хочет оставить Алеппо за собой, нужно лезть в драку прямо сейчас.

Спусковой крючок

Турция шлет вербальные сигналы России: не стоит закрывать сирийско-турецкую границу, будет хуже. Шлет бойцов. Нет, не своих солдат, а обученных повстанцев. Хотя кто знает? Наконец, шлет снаряды в позиции курдов, нежданно-негаданно ставших союзниками Асада. Но этого мало.

Эрдоган с октября 2012-го имеет добро от парламента на военные операции за рубежом (в случае необходимости). Этим правом он не прочь воспользоваться. Но мешает Генштаб. Как пишет The Independent, Генштаб читает президенту лекции о международном праве и рисках в конфликтах с США, Россией, Ираном. Нужно помнить, что Генштаб в Турции долгое время корректировал действия гражданских и, хотя сейчас он ослаблен арестами, безмолвным орудием в руках президента еще не стал.

Как в поговорке: и хочется, и колется. «Наземная операция необходима, но, — говорит глава МИД Турции Чавушоглу, — ждать, что ее проведут только Саудовская Аравия, Турция, Катар, неправильно ее должны провести все вместе так же, как воздушные удары». Иными словами, Турция в одиночку, без США в драку не полезет. Кремль может выдохнуть. Кто-кто, а Обама войска в Сирию не пошлет. Но… Отличное заявление делает один турецкий дипломат (его цитирует Foreign Policy): «По правде говоря, мы увидим, что произойдет в ближайшие дни, и мы увидим, что мы будем делать». Очень по-русски: плана у нас нет, куда кривая вывезет.

Когда не существует четкой границы, что дозволено и что нет, а в воздухе пахнет войной, все что угодно может стать поводом – тем маленьким камешком, что вызывает обвал в горах. В ночь на 18 февраля в центре Анкары происходит теракт: заминированная машина взрывается, когда автобус с офицерами Генштаба останавливается на светофоре. Теперь у Эрдогана есть повод, а Генштаб… Неужели кровь убитых коллег не вопиет о мщении?

Кому мстить, известно: курдам и курдским кукловодам – Асаду, России, Ирану. Виновные в Анкаре уже названы, вербальные предупреждения посланы.

Что остановит лавину?

Почему США не готовы выбирать между турками и курдами

Взрослые дети думают, что большой дядя Сэм в нужный момент заберет у них спички. А дядя Сэм не всемогущ. Война в Сирии выходит из-под контроля, растет радикализм всех игроков.

Яркий пример курды. «Демократический союз» курдов в северной Сирии не один год работает с США, получает помощь, борется с ИГИЛ. Когда осенью идут сообщения о визите делегации «Демсоюза» в Москву, кажется, Россия зря время теряет: что Кремль предложит тем, кто дружит с Белым домом? Оказывается, предложить есть что: новую территорию без сантиментов.

Российские ВВС бомбят оппозицию с воздуха, а курды занимают города, вернее, получают кучи битого кирпича. Турция курдов бомбит, лупит по ним артиллерией. А США ни нашим ни вашим: Турцию просят не стрелять, а курдов — не брать то, что теряет оппозиция. Россия же продолжает бомбить, а поскольку у Асада не хватает пехоты, курдам дан зеленый свет: бери, сколько сможешь. Нет, Дамаск не мечтает о Курдистане. Но что поделаешь: лучше пусть курды закроют границу с Турцией, чем турецкая помощь будет идти в Алеппо. А там, в конце концов, можно признать курдскую автономию. Путин поделится опытом, как живет в единой России вместе с феодальной Чечней.

Курды выбирают не прекраснодушного журавля из Вашингтона, а грубую, но реальную синицу из Москвы.

Тем временем в Алеппо оппозиция едва держится. Foreign Policy публикует крик души, статью Абдуллы аль-Отмана, бойца «Фронта Леванта» из Алеппо. Приведу пару цитат: «Мы изгнали ИГИЛ из Алеппо, положили 2 тысячи наших бойцов Люди с нами, потому что наша идеология свободная, плюралистическая Сирия, права человека, верховенство закона Мы местные бойцы, которые хотят защищать демократию и город Из-за предательства международного сообщества городу грозит блокада, а полумиллиону жителей — голодная смерть Если Америка хочет выиграть битву идей, она не должна бросать союзников».

«Фронт Леванта» встретил бы турецкую армию цветами, будь цветы в разрушенном Алеппо.

Они сошлись

Границы эффективности НАТО: что покажет конфликт Турции и США в Сирии

Многополярный мир стоит на пороге. Без Вашингтона, своей волей в Сирии готовы сойтись в бою Россия и Турция.

«Ядерный порог ужасающе низкий, — рассуждает военный эксперт «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр, — потому что обычным конвенциональным вооружением России с Турцией не справиться». Да, у Турции вторая по силе армия в НАТО. А Россия в проигрышном стратегическом положении. Авиабаза, с которой взлетал сбитый Су-24, на границе с Турцией. Снабжение российских войск идет через Босфор. Стоит Анкаре ударить, у Москвы останется один шанс сохранить лицо, переступить через ядерный порог.

Что дальше? США должны будут выполнить статью 5 Североатлантического договора. Таков сценарий апокалипсиса. Многополярный мир приветствует вас, своих жителей, грудами битого радиоактивного кирпича. Если же многополярный мир и дальше будет мечтой, США заставят Турцию уступить. Давят всегда на друзей, с врагами не поговоришь.

После теракта в Анкаре идут сообщения: вооруженные бойцы пересекают сирийско-турецкую границу. Началось! Но, нет, границу переходят всего лишь бойцы «Фронта Леванта». Они раньше тоже ходили. Ничего страшного.