Дружественные сигналы
На прошлой неделе Куба и США договорились возобновить регулярное авиасообщение между странами, которое заработает в течение нескольких месяцев. Произошло это после более чем 50 лет изоляции. Ранее на Остров Свободы летали только чартерные рейсы. Соглашение между министерствами транспорта двух стран предусматривает, что американские компании смогут каждый день осуществлять до 110 рейсов на Кубу. Правда, пока право летать туда имеют только некоторые категории американских граждан. Но об этом потом.
Это не единственное заметное событие в американо-кубинских отношениях за последнее время. Также неделю назад стало известно, что Вашингтон разрешил небольшой американской компании из Алабамы открыть на Кубе свое предприятие. Завод по производству тракторов, на который потратят $5-10 млн, станет первым американским предприятием на Кубе за более чем полвека. Мини-тракторы проектировали с расчетом именно на кубинских фермеров. Еще немногим ранее, в конце января, США сняли запрет для американских банков на финансирование экспорта и реэкспорта на Кубу, за исключением сельхозпродукции.
В конце 2014 года Барак Обама выступил за налаживание отношений с Гаваной. Летом 2015-го страны объявили о восстановлении дипломатических связей, а в середине августа в столице Кубы торжественно открыли американское посольство.
Основное препятствие для реального восстановления отношений пока остается неизменным – экономическое эмбарго еще в силе. Серьезной помехой для его отмены служит настойчивость Гаваны, которая требует эвакуировать базу ВМС США в заливе Гуантанамо. В свою очередь Белый дом также не идет на уступки. В четверг в администрации президента США заявили, что такая возможность Вашингтоном пока не рассматривается. Возможно, какой-то прорыв случится во время визита Обамы на Кубу в марте. Это будет первая поездка президента США в островную республику с 1928 года.
Экономические уступки и препятствия
В Вашингтоне на прошлой неделе прошла первая конференция Кубинского консорциума, члены которого заинтересованы в сближении двух стран. На форуме представители правительств и бизнеса обсуждали дальнейшие шаги стран в сфере экономики. Кубинский министр внешней торговли и иностранных инвестиций Родриго Мальмиерка уверен, что США способны снять еще несколько ограничений. Во-первых, отменить запрет на экспорт кубинских товаров в США. Хотя бы наиболее популярных, таких как ром и сигары. Во-вторых, разрешить долларовые транзакции. И в-третьих, позволить американским компаниям инвестировать. Пока они могут вкладывать только в сферу телекоммуникаций. Кубинская сторона положительно оценивает последние уступки Белого дома, но настаивает, что их недостаточно. «Блокада является главным препятствием для торговых связей, помимо того что вредит всем слоям кубинского общества и американским интересам», – говорит Мальмиерка.
Американцы в долгу не остались. По словам министра торговли США Пенни Прицкер, США ожидают от Гаваны изменений экономической системы (на Кубе она до сих пор походит на плановую), улучшения условий работы на острове для американских предпринимателей. В частности, речь идет о правах нанимать рабочих из числа кубинцев напрямую, а не через госагентства, закупать товары оптом, получать информацию по Интернету, брать кредиты. Прицкер призывает власти Кубы открыть публичный доступ к законам и другим документам, которые регулируют работу предпринимателей. «Без конкретных изменений с вашей стороны, которые позволят частному сектору включиться, наши изменения не разблокируют возможности для кубинского народа, которые мы оба хотим видеть». Получается, консенсуса, кто же должен помогать кубинскому народу – правительство Кубы или США – достигнуть не так просто. По словам Прицкер, Мальмиерка утверждает, что некоторые реформы будут внедрены на съезде Коммунистической партии в апреле. Но много кубинский министр не обещает: изменения «сложные, труднореализуемые».
Еще одно препятствие – наличие на Кубе двух валют. Большинству кубинцев платят в песо (CUP). Тогда как иностранные компании и туристы пользуются кубинским конвертируемым песо (CUС), который стоит значительно дороже. Причем активно функционирует черный валютный рынок, ведь только за CUС можно купить импортные товары, одежду и даже многие продукты питания. По словам американцев, возврат к одновалютной системе сделает островное государство более привлекательным для предпринимателей.
Ведение бизнеса остается непростым не только из-за кубинских реалий. Компании все еще вынуждены получать от правительства США специальные лицензии. В прошлом году американские фирмы получили 490 разрешений на работу с кубинским бизнесом, что на 30% больше, чем в 2014-м.
Чем богаты, тем и рады
В отличие от представителей других стран, обычные американские туристы могут посещать Кубу только нелегально. Хотя количество граждан США, побывавших на Кубе, в прошлом году выросло на 77% по сравнению с 2014-м, цифра по-прежнему составила скромных 160 тыс. (она не включает сотни тысяч визитов американцев кубинского происхождения к родственникам). Для сравнения: канадцев среди 3,5 млн посетивших Кубу – более чем треть. В сентябре Вашингтон немного облегчил правила выезда на Кубу, но право на это американцы по-прежнему имеют в 12 случаях: поездки к родственникам, визиты чиновников, поездки с научными, образовательными, культурными, спортивными и другими целями. Причем еще несколько лет назад ограничения были существенно строже. В 2009-м упростили условия для американцев кубинского происхождения, а через два года разрешили культурные, образовательные и религиозные визиты.
Правда, как пишет The Huffington Post, на практике туристический визит организовать проще, чем кажется. Причину для визита, которая бы подпадала под одну из 12 категорий, придумать легко. Вдобавок разрешения, которые предоставляет американское правительство, позволяют посещать Кубу многократно. Следовательно, причину для второй поездки и последующих можно не искать.
Поскольку именно от туризма ожидают роли главного драйвера кубинской экономики, сейчас на эту отрасль обращено основное внимание американских СМИ. И реальность оказывается не слишком приятной. Местные предприниматели, пишет Reuters, мгновенно повысили цены на такси, еду и сувениры. Причем остров не готов к большому наплыву гостей. На всю Кубу работает лишь 63 тыс. гостиничных номеров. И принадлежат они в основном государству. Поэтому неудачливым туристам иногда приходится ночевать на задних сиденьях такси, за что водители берут $10. Такому развитию событий совсем не рады путешественники из других стран. «Происходящее сейчас — это пощечина канадцам и европейцам, которые в течение 25 лет поддерживали кубинскую туристическую индустрию», – говорит владелец турагентства из Ванкувера.
Рано радовались: президент Венесуэлы наносит ответный удар
Не в последнюю очередь из-за этого стремительно растет популярность сервиса онлайн-бронирования жилья Airbnb, который заработал на Кубе в апреле. Таким образом, прямые дивиденды получают простые кубинцы, которые кормят и принимают у себя туристов, получая не кубинский песо, а более ценную валюту.
Иногда туристы сталкиваются с дефицитом даже в отелях или ресторанах. Но едва ли не основной проблемой для Кубы стало слабое знание английского. По идеологическим причинам во второй половине прошлого века кубинцы изучали русский, а не английский. Теперь правительство реагирует на последние изменения, решив в течение двух лет ввести знание английского как обязательное требование для окончания высшего образования. Министерство высшего образования обязалось открыть курсы и пустить в продажу учебные материалы. Только учить английский, по-видимому, кубинцам придется самостоятельно. И это признает сам министр Родольфо Аларкон. Потому что при средней зарплате в $30 курсы за $20-100 в месяц может позволить себе далеко не каждый.
Красавица или чудовище
Эмбарго на торговлю с Кубой может снять только Конгресс. Сейчас в обеих палатах имеют большинство республиканцы, которые не соглашаются с избранным Обамой в отношении Кубы курсом. Измениться это может на выборах в палату представителей в ноябре этого года, аккурат после президентских. В администрации президента признаются, что хотят настолько улучшить отношения с республикой, чтобы следующий глава Белого дома и Конгресс не смогли повернуть реку вспять.
В американском политикуме кардинально разделились мнения относительно того, как последние политические сигналы и экономические уступки повлияют на внутреннюю политическую обстановку на Кубе. Кандидаты в президенты от республиканцев Тед Круз и Марко Рубио на правах американских кубинцев выступают против подобных контактов с нынешней властью Кубы. Они и другие противники американо-кубинского сближения уверены, что это, во-первых, измена всех кубинцев, которые пострадали от братьев Кастро. А во-вторых, неразумная стратегия, ведь уже видно, что Гавана сворачивает реформы. Об этом говорит, например, Себастьян Аркос, директор Института исследований Кубы при Международном университете Флориды.
Но позитивных эффектов от блокады уж точно не было. Сторонники сближения уверены, что эмбарго навредило населению островной республики, но не власти. «Куба меняется, – говорит заместитель советника по национальной безопасности США Бен Родес. – Главный вопрос в том, собираемся мы быть частью этих изменений или нет». Такое решение администрации президента имеет и геополитическое объяснение. Враждебная Вашингтону Гавана была лакомым кусочком не только для России, но и для Китая.
По сути, США отрабатывают на Кубе, как и на Иране, новую стратегию. Многолетние санкции не помогли – попробуем по-другому. Это и отличает динамику отношений Вашингтона с Гаваной и, скажем, Каракасом. Венесуэла и Куба схожи политической структурой и приверженностью так называемому «Социализму XXI века» со всеми вытекающими: постоянно заниженным курсом национальной валюты, дефицитами и т. д.
Старый враг лучше новых двух, или Зачем России сотрудничать с «Талибаном»
Венесуэлу примирение со Штатами явно не ожидало. Но там беззаботные будни решил подпортить народ: на парламентских выборах партия Николаса Мадуро с треском провалилась. Теперь оттуда поступают такие новости: цену на бензин подняли в 60 раз. И хотя литр топлива по-прежнему стоит копейки, новые власти понемногу борются с экономическими несуразицами. Если удастся в скором времени выбросить из президентского кресла Мадуро, можно было бы засчитать как успешную и санкционную стратегию. Тем не менее эта маленькая победа обусловлена не политикой США, а падением цен на нефть. Ведь режим Мадуро только на ней и держался. Но такое происходит только со странами с очень небольшим запасом прочности и совсем уж бездарными правительствами. Под большой вопрос судьбу нынешнего кубинского правительства косвенно могли поставить как раз цены на нефть. Венесуэла как близкий союзник Гаваны при высоких ценах охотно за бесценок делилась черным золотом с Кубой, а та продавала его другим странам. На нефти Куба зарабатывала больше, чем на туризме и переводах из США – других важных источниках дохода. Разумеется, при низких ценах от продажи нефти Гавана получает значительно меньше денег. Причем ситуация в Венесуэле такова, что поставки вообще могут оказаться под вопросом. Поэтому остается гадать, было ли движение Вашингтона навстречу Кубе преждевременным – может, режим сам бы со временем капитулировал.
Карлос Монтаньер из американского El Nuevo Herald пишет, что «кубинцы не чувствуют и не верят, что от них что-то зависит. Поэтому отменят ли американцы экономическое эмбарго или нет, увеличится ли поток американских туристов на остров или нет – все останется без изменений […] Изменения в стране возможны лишь после того, как будет похоронена та система власти, которая была создана братьями Кастро».
По словам самого Рауля Кастро, свой пост он покинет в 2018 году. Логично, что система при этом сохранится, поскольку внутриполитическая арена лишена конкуренции. Французский философ, политолог и правозащитник Ив Рукот утверждает, что обстановка за последние годы почти не изменилась, но власть гораздо реже применяет террор против народа. «Она осознает, что мир вокруг нее меняется, а она не извлекает для себя из этого достаточной выгоды. Сейчас она просто говорит об экономическом развитии ради лучшей жизни», – говорит Рукот изданию Atlantico. Но можно рассчитывать на нечто вроде кубинской перестройки внутри партии: «Когда общество экономически открыто, а товары идут, общение и свобода тоже не стоят на месте».