Если попробовать условно разделить множество комментариев, вызванных обнародованием протокола заседания Совбеза, то их можно разделить на две группы. Первая восприняла публикацию документа как элемент борьбы с Юлией Тимошенко, вступившей в ситуативный союз с бывшим председателем СБУ Валентином Наливайченко. То есть «против». Но и в этой условной группе представлены как те, кто является сторонником лидера партии «Батькивщина», так и те, кто составляет число ее противников. Последних из них существенно больше, но и первых немалое количество.
Второй большой массив комментариев вывел на первое место в обсуждении фигуру секретаря СНБО Александра Турчинова (на момент указанных событий – председателя Верховной Рады, и. о. президента Украины). При этом разговор ведется вокруг того, с какой целью документы двухлетней давности преданы гласности – на какую должность Турчинов нацеливается сегодня или какой он молодец был вчера. То есть главный тезис – «за». Но и здесь также существует разделение на тех, кто симпатизирует политику (таких оказалось больше) и у кого он не вызывает доверия.
На периферии внимания оказались другие участники заседания СНБО, включая премьер-министра Арсения Яценюка и министра внутренних дел Арсена Авакова.
Тимошенко стала первой, кто публично выразил свое отношение к публикации протоколов СНБО. «Никакой сенсации здесь нет, кроме того, что это, на мой взгляд, преступление, причем такое, которое точно будет рано или поздно уголовным образом рассмотрено», — заявила она вечером того же дня в телевизионном эфире.
Действительно, ничего нового, в частности о Тимошенко, общество не узнало. И публикация на следующий день Киевским международным институтом социологии рейтингов популярности политических партий подтверждает, что никакие сенсации не в состоянии изменить украинцев, готовых закрыть глаза и уши перед поступающей по всем каналам горькой правдой, но дают волю всем органам чувств, когда на них льется сладкая ложь.
По данным КМИС, «Батькивщина», находясь на втором месте по популярности с 15,1%, теснит «Блок Петра Порошенко» с его 16,6%.
Так что смело можно утверждать, что против Тимошенко эта публикация не работает – пусть она не нервничает. Сторонников у нее только прибавляется. Чем хуже для населения – тем лучше ей.
Пусть мир подождет – даешь войнуНо стенограмма сыграла за Турчинова. И прибавила обществу знаний, а политику – симпатий. Как секретарь СНБО распорядится возникшими к нему теплыми чувствами, станет ли эксплуатировать их – вопрос остается открытым. Но важно еще и в каком направлении он будет двигаться, и в чью пользу играет уже сейчас. Потому что поднявшаяся буря обсуждений вокруг публикации протоколов внезапно вывела Турчинова на первый план среди кандидатов на самые разные высокие должности – от премьер-министра до президента страны, включая генерального прокурора. И тут Турчинов, выступая с публикацией стенограммы СНБО партнером – например, Яценюку, неожиданно становится конкурентом. Тому же Яценюку. И Петр Порошенко тоже имеет все основания для беспокойства.
Но нельзя сбрасывать со счетов и самый невероятный вариант развития событий – в свете разворачивающегося политического кризиса. Его суть в том, что Турчинов, который весной 2014 года отказался от участия в президентских выборах и тем самым стал одним из важных факторов победы Порошенко в первом туре, является неформальным гарантом мирных взаимоотношений между президентом и премьер-министром. Будучи партийным соратником Яценюка, он является де-юре правой рукой Порошенко.
Поэтому, не являясь в настоящий момент самостоятельной политической фигурой, Турчинов может выступать в политических комбинациях, которые плетут Порошенко и Яценюк, исключительно как связующее звено. Как партнер президента и премьера одновременно. Конечно, со стороны его действия могут восприниматься как аргумент одной из сторон – но не в ущерб другой.
Например, резко отрицательная реакция Тимошенко на публикацию протокола СНБО может объясняться тем, что она прочитала между строк. Ее беспрерывные заявления с требованием отставки правительства и проведения досрочных выборов в Верховную Раду не остаются без внимания людей, которые не заинтересованы ни в том, ни в другом. Яценюк, например, все слышит. И Порошенко тоже не глухой.
Встречи, которые состоялись в минувшие выходные в Киеве у бывшего председателя Днепропетровской облгосадминистрации Игоря Коломойского – сначала с Яценюком, а потом с Порошенко, говорят о том, что вероятно возвращение к нормальным рабочим отношениям между премьером и президентом. Это первое. И, как следствие, формирование новой коалиции и ротация в Кабинете министров. Это второе. И первое – по важности.
В основе правящего большинства две крупнейшие фракции – БПП и «Народный фронт». Вероятно присоединение группы «Видродження» и вхождение в коалицию отдельных внефракционных депутатов.
А что «Батькивщина» и «Самопомич», равно как и Радикальная партия, – возможно, вниманию их избирателей будут предложены копии других документов исторической важности.