Конечно, этот успех относителен и не позволяет говорить о каких-то «победах» в недалеком будущем, поскольку отрыв от ближайших преследователей пока минимальный. Фактически «успех» Тимошенко объясняется исключительно стремительным падением рейтинга всех основных политических оппонентов, которые буквально на глазах теряют поддержку среди граждан. Что опять-таки объясняется постоянно ухудшающейся социально-экономической ситуацией в стране.
Но Юлия Тимошенко не была бы собой, если бы не попыталась использовать любую ситуацию, которая могла бы приблизить ее к возвращению во власть. В конце концов она уже не первый раз менялась, приспосабливалась и использовала ситуацию с тем, чтобы каждый раз находить себе нужную политическую нишу.
Итак, чтобы вернуться во власть, Тимошенко нужно добиться досрочных парламентских выборов в обозримом будущем, поскольку именно кресло премьера выглядит в нынешней ситуации наиболее доступным.
Конечно, это непростая для реализации цель, поскольку по вполне понятным причинам президент и его окружение не воодушевлены мыслью проводить выборы, которые позволят возглавить правительство главному политическому оппоненту Порошенко.
Остается только апеллировать к улице, и тут у Тимошенко есть несколько «железобетонных» аргументов. В частности, это и излюбленная тема тарифов, и тесно связанная с ней история всеобщего обнищания, наконец, тема «зрады» — чудесные перспективы в ее реализации открывает грядущая имплементация минских соглашений, соскочить с которой у президента, похоже, уже не выйдет.
Президента и окружение нужно поставить перед выбором: протесты и «майданы» либо умиротворение общественности путем досрочных парламентских выборов. И если ситуация будет действительно критической, то у главы государства просто не останется иного выбора.
Впрочем, парламентские выборы также не являются для Тимошенко автоматической гарантией премьерства. Все-таки хотя ее партия и имеет неплохой рейтинг и первое место в теоретическом политическом забеге, этого явно недостаточно, чтобы гарантировать формирование коалиции. Исходя из нынешних раскладов, в парламенте сохранит значительное влияние БПП, коалиция с которым для «Батькивщины» будет весьма проблемной (если эта коалиция будет создаваться для премьера Тимошенко). Усилит свои позиции «Оппозиционный блок», объединение с которым для Тимошенко будет невозможным по политическим соображениям.
Соответственно, нужно будет «лепить» коалицию из миноритарных партий, которых в гипотетическом новом составе парламента ожидается немало. И если, например, с «радикалами» Ляшко договориться будет более чем реально, вопрос лишь в цене, то уже с партией «Самопомич» сделать это будет намного сложнее, поскольку у этой политической силы есть собственный лидер с далеко идущими амбициями – Садовый. Ну и тем более тяжело прогнозировать действия пока не существующего официально, но уже включенного в рейтинги «проекта Саакашвили».
Потому вероятность того, что даже с наивысшим рейтингом Тимошенко может пролететь мимо премьерства в случае досрочных выборов, в подобной ситуации можно оценивать как равную с итоговой победой.
Однако мы никогда не должны забывать, что как политик Тимошенко – одна из самых изворотливых и нешаблонных в украинской политике. Она периодически делает совершенно непрогнозируемые шаги, которые тем не менее способны приносить значительный эффект.
Тут мы не можем не вспомнить наличие в списке Тимошенко народного героя Украины и на данный момент одного из самых значительных моральных авторитетов – Надежды Савченко. Последняя сейчас пребывает в российском плену, ее жизни угрожает опасность, но все же исключать вариант возвращения Савченко в Украину в результате дипломатических переговоров нельзя. Хотя на первый взгляд это была бы победа президента Порошенко, который смог бы отчитаться об успехе своей дипломатии, однако реально главным «бенефициарием» в политическом смысле была бы именно Тимошенко.
С помощью Савченко в политике лидер «Батькивщины» сможет решить все проблемы, смыть пятна из прошлого и снова занять самую успешную политическую нишу – «скромного советника». Вспомните, как Юлия Владимировна обещала мыть полы в штабе Виктора Ющенко. Именно эта роль политика без личных амбиций, но с национальной целью, воплощенная Тимошенко на первом Майдане, и оказалась для нее знаковой, превратившей локального политика в общенационального.
Сейчас вполне можно также вооружиться этой техникой, отойдя в тень и пожертвовав формальным лидерством. Сможет ли пойти на это сама Тимошенко?
При всей абстрактности этих размышлений в нынешней ситуации тяжело не отметить тот факт, что политический процесс в очередной раз дарит Тимошенко шанс на возвращение, который, впрочем, не является пока автоматической гарантией победы. Ведь страна изменилась и просто так государственный пост уже никому не подарит. Впрочем, не стоит сомневаться, что и эту ситуацию Тимошенко использует по полной программе, генерируя какие-то совершенно невообразимые варианты. В противном случае она бы просто не продержалась столько времени в политике.