Во-первых, необходимо отметить, что Юрий Витальевич, вероятно, призван занять критическое направление и удерживать там оборону. Во времена перманентных офшорных и коррупционных скандалов президенту нужен надежный человек на посту «законника», который прикрывал бы тылы в любой ситуации. Соответственно, Луценко видится не столько руководителем прокуратуры, сколько главным «пиарщиком» главы государства, обличенным властными полномочиями.

На посту генпрокурора нынешний руководитель президентской фракции в парламенте будет вынужден регулярно отвечать на постоянные запросы со стороны общества, требования наказать тех или иных лиц, расследовать резонансные дела и т. д. И именно он из всего президентского окружения имеет для этого оптимальный набор навыков: ораторские способности, умение убеждать и склонность к «широким жестам».

Генпрокурорство Луценко будет веселым. Регулярные брифинги и пресс-конференции, интервью, встречи с журналистами и визиты на политические ток-шоу. Именно в таком режиме оно и будет происходить. Он постоянно будет рассказывать об успехах в расследовании убийств на Майдане, вызывая эмоциональные взрывы у слушателей воспоминаниями о сложных днях февраля 2014 года. Он часто будет вынужден выполнять функции адвоката президента и его окружения, отметая разнообразные обвинения и подозрения. Кроме того, очень важно будет обеспечить пиар-поддержку со стороны Запада, где Луценко будет частым гостем, убеждая всех в успешности реформ и борьбы с коррупцией. Ясно, что через какое-то время общество и «западные партнеры» будут требовать не столько слов, сколько результатов, но все же этот момент наступит не сразу. Кроме того, как показывает практика и деятельность таких отечественных политиков, как Геннадий Москаль или Михаил Саакашвили, чтобы приобретать популярность, далеко не обязательно демонстрировать результат. Часто достаточно эмоциональных выступлений о «правильных» вещах в «правильный момент».

В целом Луценко должен будет решать следующие задачи.

Отбиваться от нападок журналистов и общественников в вопросах коррупции на государственном уровне, используя все свое красноречие и опыт политика.

Улучшать репутацию прокуратуры, очеловечивая ее образ.

Выживать во внутриведомственной борьбе и интригах. Необходимо понимать, что ГПУ – это целостный организм, который не очень радостно встречает чужаков и в котором сложились внутренние конфигурации и группы влияния. Те самые, которые съели, переварили и выплюнули уже не одного «реформатора».

Сохранять баланс между требованиями привлечь к ответственности бывших регионалов, интересами окружения президента, которому выгодно политическое сотрудничество с бывшими соратниками Януковича, и требованиями «западных партнеров» доказать наконец, что Украина ведет войну с коррупцией.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что долго пост генпрокурора Луценко занимать не сможет.

Сам характер его обязанностей принудит его регулярно выступать. Луценко в эфире будет слишком много, что спровоцирует усталость от него общества, и необходимость как-то эту усталость «разрядить».

Если Юрию Витальевичу будут верить и воспринимать его генпрокурорство как более-менее успешное, то он вскоре начнет набирать политический вес, а все мы знаем, как ревниво относится к чужим политическим успехам президент Порошенко, которому совсем не нужны конкуренты. К тому же, такие «ветреные», как Луценко.

Однако вероятнее, что пламенным речам бывшего «сидельца» вскоре перестанут верить, и появится необходимость в очередной раз разрядить ситуацию путем отставки Генпрокурора.

Оба сценария не предполагают длительного пребывания Луценко в должности, который, наверное, и сам не видит в кресле «главного законника» предел собственных политических мечтаний.

Он должен прийти на время, решить некоторые репутационные проблемы, сгладить противоречия в обществе на некоторое время, понравиться Западу, чтобы обеспечить в ближайшей перспективе поступление финансовой помощи, и уйти в критический момент, когда все будут требовать от президента очередную «жертву».

Вопрос о каких-то реформах в подобной ситуации вообще не стоит. Во-первых, у Луценко нет опыта в управлении ведомством. Во-вторых, у него нет команды для ее осуществления. Нет людей, которых завтра можно было бы расставить на ответственные посты. В-третьих, сама должность Генпрокурора в нынешних условиях очень зависима от президента, и, следовательно, его окружения. Кроме формального руководства ГПУ, есть еще неформальная иерархия во главе с нардепом от БПП Александром Грановским, который и решает многие «прокурорские вопросы». Влезть в эту иерархию без внутренней и внешней поддержки будет почти что невозможно.

Сам Луценко не может этого не понимать, а потому его согласие означает одно: он не против такой роли.