Какое имя дать Днепропетровску после вступления в силу закона о декоммунизации, обсуждали долго в самом городе. Даже мэр Борис Филатов изначально не приветствовал переименование, но после согласился на компромиссное название. Само же голосование прокомментировал так: «Во время избирательной кампании я считал и продолжаю считать, что решение о переименовании родного города является спорным и несвоевременным. Об этом я уведомлял неоднократно руководство Верховной Рады. Мои земляки никогда не ассоциировали имя города с палачами украинского народа, а расценивали название «Днепропетровск» как имя собственное. Тем не менее закон есть закон и мы будем его выполнять».
Голосование за наиболее подходящее название проходило на сайте Днепропетровского горсовета. Среди предложений — Днепрослав, Днепр, Сичеслав, Днепропетровск, Днепровск, Днепрополь, Кодак, Новый Кодак, Святослав. Историческое название – Екатеринослав – не рассматривалось.
С окончательным вариантом «Днепр» определились в конце 2015 года. Однако принятие решения затягивалось.
«Долго так вышло с переименованием, потому что решение принимается парламентом. А там как раз проходили затяжные процессы с переформатированием правительства. Это и повлияло на отсрочку принятия решения по Днепропетровску, — объяснил Politeka глава Института национальной памяти Владимир Вятрович. — В любом случае решение уже принято и отменить его невозможно. Думаю, Днепр — это наиболее удачное и компромиссное название, ведь оно и так уже много лет существует в быте украинцев».
При этом, по словам Вятровича, область пока будет оставаться Днепропетровской. Для изменения названия необходимо внести соответствующие правки в Конституцию Украины.
«Для переименования Днепропетровской области нужно изменить Конституцию, ведь это название упоминается там. Эти изменения будут подготовлены и поданы в парламент, а внесены вместе с другими изменениями в Конституцию», — уточнил он.
Открыто против переименования Верховной Рады выступил только «Оппозиционный блок». Нардеп от ОП, уроженец Днепропетровской области Александр Вилкул, еще до голосования предлагал переименовать Днепропетровск в… Днепропетровск, с той поправкой, что в таком случае город будет называться не в честь коммуниста Петровского, а в честь святого Петра. Его предложение отклонили.
«Переименовали гады Днепропетровск и Днепродзержинск. По законопроекту депутата от УКРОПа Денисенко. Поддержали все (!) провластные партии. Верховная Рада, выбранная во время войны и для войны, продолжает раскалывать общество», — написал возмущенно Вилкул в Facebook после голосования парламента.
Еще один выходец из Днепропетровска, бывший глава «Правого сектора» Дмитрий Ярош, тоже прокомментировал решение Рады в Facebook: «Приветствую всех украинцев с Днем вышиванки и переименованием Днепропетровска в Днепр, а Днепродзержинска в Каменское! Прочь от «задрипанки» Москвы! Слава Украине!».
Politeka собрала мнения других днепропетровцев и известных журналистов о том, как они относятся к переименованию города.
Евгений Гендин, внештатный советник мера Днепра Бориса Филатова, блогер:
«Я очень рад. Позиция моя и большинства моих друзей — это хороший шаг. Это очищение ауры, это нормально. Да, я осознаю, что для кого-то переименование города болезненно. Но жизнь меняется. И пусть это будет самый болезненный шаг на пути к нашему светлому будущему. У Вилкула — это конвульсии. Ведь на чем он еще может пиариться? Что касается мнения горожан, то за всех я расписаться не могу. Бывший Днепропетровск, а нынешний Днепр — это большой город, почти миллионник (надеюсь, что после переименования его потенциал возродится и он еще быстрее станет миллионником), и там есть разные мнения. Кому-то нравится, кому-то нет. Но это все пройдет. Ведь столько в истории было тектонических сдвигов! Слишком нагло отвечать за весь Днепр. Вилкул может говорить, как все ходят в трауре, а какой-то ура-патриот скажет, что, наоборот, 99 процентов празднуют. Понятно, что жизнь легче материально не стало, но не все измеряется материально».
Оксана Томчук, адвокат, житель Днепра:
«То, что название новое необходимо, даже не обсуждается. Потому что Днепропетровск носит воспоминания о личности, которая никаким образом не может быть увековечена в независимой Украине. Все мы понимаем, кто такой Петровский. Это не какой-то абстрактный образ коммунизма, а вполне конкретный человек, чьи преступления всем известны и чье имя должно быть вычеркнуто. То, что до сих пор город назывался именем этого человека, — плевок в лицо самим горожанам. Днепр — это компромиссное название. В городе были споры на этот счет. Но Днепр — то название, которое устраивает всех. Ведь исторически оно уже состоялось, хотим мы того или нет — Днепропетровск давно называют Днепром сами украинцы и горожане. Так что это вполне правильное и взвешенное решение, ожидаемое. Для меня лично это также очень важно. Ведь когда меня ребенок спрашивал, в честь кого назван город Днепропетровск, я не знала что ответить. Если бы было какое-то невосприятие этого переименования, то город уже отреагировал бы. Но я не видела акций, протестов против этого. Как житель города, я никогда ни от кого не слышала, что кто-то против переименования. Все разговоры об обратном — просто попытка политической манипуляции».
Тарас Березовец, политолог:
«Я против такого переименования. Дело в том, что некоторые города у нас выступают брендами, которые известны за пределами Украины. Днепропетровск — один из таких брендов. Его знают как мощный украинский промышленный хаб далеко за пределами страны. Известен он как бренд и в авиапроизводстве. Так что переименование — это прежде всего упущение для экономики. Кроме того, сами жители Днепропетровска выступили против переименования города. Насколько знаю, было собрано более 300 тысяч голосов против. Нужно находить компромисс, раз все-таки этот вопрос относится к компетенции общины. Понятно, что сейчас название идет от реки Днепр и имени Григория Петровского. Конечно, возвращаться к царскому названию Екатеринослав — абсолютно неправильно. Но взять за аксиому, что присутствие в названии «Петровск» трактовать как в честь святого Петра — можно было бы. Да и никто не помнит уже, кто такой Петровский. Кроме того, сейчас возникнет путаница с одноименным названием реки — Днепр. Выходит, Днепр – это и город, и река. Да, и как теперь будут называться горожане? Днепряне? Да, неофициально жители так и называли свой город — Днепр. Но это же неформальное название. Так же, как жители Симферополя называют город Симфер, а Севастополя — Севас. Так это же не значит, что нужно их так переименовывать. На этот счет уже появилась шутка: после переименования Днепропетровска в Днепр город Херсон напрягся».
Вахтанг Кипиани, журналист, главред «Исторической правды»:
«Думаю, что это правильное решение. Оно давно назрело. Григорий Петровский был одним из фундаторов советско-большевицкого государства. Он был из тех людей, которые строили тоталитаризм. Да, он имел репутацию добренького украинского старосты, к которому шли селяне, но при этом в те времена, когда нужно было что-то сказать или пустить пулю в висок, как сделали другие украинские коммунисты, — он молчал. Голодомор — молчал, репрессии против интеллигенции — молчал, дело Союза освобождения украинцев — молчал. Это одна из позорных личностей в украинской истории. О нем нужно знать. Поэтому оставлять его имя в названии миллионного города — недопустимо. Эта история должна была давно закончиться. При этом народное название города — Днепр — существовало давно. Это не новое название, которое будет долго приживаться, и это плюс».
Евгений Червоненко, экс-министр транспорта, бывший губернатор Запорожской области, уроженец Днепропетровска:
«На фоне тотального сумасшествия переименование Днепропетровска в Днепр еще воспринимается нормально. Ведь все жители Днепропетровска называли и раньше свой город Днепр. Но я смотрю на эту ситуацию как менеджер, и мне не понятно, зачем это делать. Одно могу сказать: это все не вовремя. Зачем переименовывать миллионный город, когда в стране нищета, когда людям нечего есть. Мне кажется, что все это сделано с одной целью — чтобы отвлечь внимание от более важных вещей. Ведь все жители уже Днепра теперь погрязнут в коррупционных процессах во время смены документации. Это будет касаться всего — от мелочей до бизнеса».