Давно на слуху и вопрос, что делать с «Родиной-матерью». Наиболее частое мнение, звучащее из уст политиков и представителей мэрии, – ее нужно «украинизировать», заменив на щите серп и молот на трезубец. Однако в понедельник вновь заговорили о возможном демонтаже высочайшего монумента столицы.

Арка вражды народов, или Зачем нам «совковая» декоммунизация?

«У нас недекоммунизированными остаются следующие объекты: памятник чекистам, ограждение на мосту Патона — здесь надо предусмотреть, чем заменить советские символы, которые снимем, и надо финансирование из бюджета; стенка на метро «Театральная», закрытая сейчас полотном, там надо заказывать проект демонтажа, а также проект того, что будет установлено взамен; «Родина-мать» – здесь должна быть реакция Минкультуры, поскольку это объект Минкультуры, город к этому отношения не имеет, памятник Щорсу», — сказал народный депутат, советник мэра Киева по вопросам благоустройства Дмитрий Белоцерковец.

По его словам, Киев лидирует по выполнению закона о декоммунизации.

Politeka расспросила известных киевлян, что бы они сделали с памятниками советских времен и как относятся к декоммунизации в столице.

Капранов

Виталий Капранов, писатель:

– Конечно, хочется избавиться от такого неэстетического наследия Советского Союза, как «Родина-мать». Хочется его снести и забыть. То же касается и «ярма» (арка Дружбы народов. — Ред.). Другое дело – нужно просчитать, к чему это приведет. Инерция у людей такая, что когда Ленина в 2013 завалили, это неоднозначно восприняли даже на Майдане. А тут – тем более. Сейчас это через колено валяние может дать негативные последствия в реальных провокациях и терроре со стороны Москвы. Они же используют любое волнение, чтобы расшатать государство. А такое волнение, как падение «Родины-матери» может быть использовано ими в беспорядках. Сейчас нужно проводить разъяснительную работу и говорить с людьми о необходимости ликвидации этих памятников. И только тогда ими заниматься. В процессе декоммунизации мы двигаемся медленно, как и все, что делается в Украине. Даже Лениных еще не всех завалили. Гражданское мнение у нас больше дрейфует. Инерцию переломить сложно. Остается только ее использовать – раскрутить другую инерцию. То есть делать что-то другое и много. Как с Лениными. Ведь сказали бы лет десять назад, как их будут валить, никто бы не поверил. А теперь видите, как пошло с ними.

Бригинец

Олександр Бригинец, народный депутат:

– Само понятие «Родина-мать» актуально для Украины было всегда и не носит политического характера. Этот памятник неправомерно связан с Советским Союзом. Это не памятник Сталину, Ленину, Кирову. Это знак, который символизирует нашу страну. Мы много говорили о том, что даже этот памятник развернут правильно – в сторону России. Сам по себе объект был сделан хорошо, правильно, интересно с точки зрения его возможностей. Он вписан во многие книги рекордов Гиннесса. Но самое главное – понятие «Родина-мать» не ассоциируется у меня лично с СССР. Но сам памятник нужно модернизировать. Например, заменить на щите колониальный герб на трезубец. Таким образом памятник получил бы правильный смысл. То же касается и арки Дружбы народов. Я видел версию о том, что его можно зеркалами превратить в уничтоженную Арку. Можно и снести. Тут меньше вопросов. Ведь штамп «дружба народов» вбит в нас как прислужничество Украины России. В этом понимании психологическая глубина его другая. Как георгиевская ленточка – как смысл не меняй, она все равно георгиевская.

Корчинский

Дмитрий Корчинский, общественный и политический деятель:

– Вместо этих памятников ничего ставить не нужно, поскольку памятники современного искусства уродливы. Задача – избавиться от уродливого, а не одно уродливое заменить на другое.

А вот Щорса нужно оставить. Ведь в Киеве только два пристойных конных памятника – Щорсу и Богдану Хмельницкому. На памятнике Щорсу нужно просто заменить табличку – на Евгения Коновальца. Ведь мы же когда переименовываем улицу Ленина, то не уничтожаем улицу, а просто меняем табличку, например на Петлюры. То же касается и некоторых памятников. Другие же нужно уничтожить. Например, памятник Карлу Марксу, который стоит во дворе фабрики Порошенко. Их абсолютно не жаль. Они уродливы. Их нужно свозить в музей ужаса, а не на улицах оставлять. Тут надо действовать как Микеланджело: он брал кусок мрамора, отсекал лишнее, и выходила статуя Давида. То же нужно делать и с Киевом – отсекать все лишнее.

Салий

Иван Салий, экс-мер Киева:

– Нечего делать, что ли? Я, конечно, понимаю, что сколько там нужно ума, чтобы демонтировать ту же арку. И это все обсуждают. А вот когда метро будет на Троещину – боятся и вспомнить. Или когда мост достроят, туннель сделают? Не отвлекайте народ! Переименование – это пожалуйста. Была улица Ленина – мы ее в 1992 переименовали на Хмельницкого, площадь Октябрьской революции – теперь Михайловская. Это обычный спокойный процесс. Никакой заслуги тем, кто этим занимается, никакой бравады здесь нет. Это не продукция на экспорт, это – политические шаги. А демонтируете – делайте это молча. Или напишите: арка Дружбы народов мира, арка Дружбы народов НАТО, ЕС, США и России — та все что угодно. А то сразу уничтожать! А вы знаете, сколько ее строили, что туда поставите? Та вы даже главного архитектора Киева не можете назначить! Как же без него решать? Тем более все это шло в открытки. Не надо так. Это уже история. Наша история, нашей Украины. Мазепа – тоже наша история. Так его через 300 лет на гривнах начали рисовать. Пройдет 300 лет, и может, арка будет нашим самым большим достоянием – будут со всей Европы ездить, потому что «такого ярма більше ні в кого нема»

Леся Дубовик