Утро в международных воротах нашей страны выдалось неспокойным. Все службы были подняты по тревоге. Задача непростая: проведение авиационного и наземного поиска воздушного судна, которое осуществило аварийную посадку в 5 км от взлетной полосы. Следом появилась еще одна проблема – необходимость осуществить аварийную посадку воздушного судна ВВС Украины на «пенную подушку». Но и этим дело не ограничилось, также пришлось провести аварийно-спасательные работ на ВС на аэродроме предприятия и эвакуировать поврежденное воздушное судно после аварийного приземления.
В целом сценарий достойный съемок очередного голливудского блокбастера. Только герой, который со всем этим справляется не один, а целых 200 специально обученных специалистов, 35 единиц техники, транспортный самолет Ан-26 и вертолет Ми-8 ВСУ.
В пресс-службе аэропорта рассказали, что все эти события происходят в рамках масштабных учения аварийно-спасательных служб. Говорят, это впервые за всю историю страны к учениям привлекли все подразделения, ответственные за выполнение спасательных работ, необходимых при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В принципе, ничего особенного в этих учениях нет. На территории аэропорта они проходят ежегодно и являются нормой. Но как оказалось, в таком составе: аварийно-спасательная команда аэропорта, специалисты ГСЧС, медики, полиция аэропорта и Бориспольского района, ВВС Украины, пограничники и представители Красного креста – работают впервые.
«Таких учений в аэропорту «Борисполь» никогда не происходило», — заявил в интервью «5 каналу» и.о. генерального директора Международного аэропорта Евгений Дыхне.
Это признание, как минимум настораживает. Ведь в стране, где уже два года идет война, где спецслужбы регулярно вылавливают диверсантов и пресекают попытки проведения терактов, аэропорты должны быть во все оружия.
И дело не в том, что личный состав экстренных служб аэропорта тренировался в решении подобных проблем. Дело в том, что никто не может спрогнозировать масштаб возможной трагедии, в устранении которой необходимо участие всех специализированных госструктур. Их вызовут, а они даже не будут знать с чего начинать. Поэтому сложно быть уверенным в безопасности полетов.
То, что провели учения без сомнения факт радостный, другое дело, что проходили они по запланированному и давно всем известному сценарию. То есть у всех структур было достаточно времени подтянуть навыки, отработать схемы взаимодействия, исправить неполадки в оборудовании и показать «зрителям» хороший результат.
Но в этой наигранной ситуации, к счастью, не было паники, реальной угрозы для пассажиров и самого аэропорта. Автомобилям «скорой» не пришлось экстренно добираться до аэропорта из соседних больниц, а также прорываться сквозь пробки из Киева. Огнеборцы, конечно же показали хороший результат, но он далек от реальности. Тушили отдельно стоящий авиамотор, который, к счастью, никак не мог взорваться.
Пришлось уже и в энный раз имитировать тушение местного экспоната ТУ-154, который не пропускает ни одних учений. Нужно отметить, что объект больше похож на муляж – без двигателей и топлива. Такие самолеты уже не летают, но на них тренируются. Может, стоило попробовать отработать действия по тушению и спасению пассажиров на современных судах – Боинге или Аэробусе? Так более реалистично.
Но что можно говорить, если техника для тушения уже устарела. По словам Александра Козубенко, начальника аварийно-спасательной службы аэропорта «Борисполь», нужно стремиться приступать к тушению уже через 2 минуты после начала пожара – это европейская практика. У нас этот норматив составляет 3 минуты, сообщает «5 канал».
«Руководство аэропорта приняло решение: в следующем году будет техническое переоснащение и, у нас появится автомобиль международного уровня. Мы сможем за две минуты реагировать на подобные ситуации», — отметил Александр Козубенко.
Зачем руководству аэропорта ждать следующего года, если речь идет о жизни и безопасности пассажиров, не понятно. Ведь аэропорт регулярно рапортует об увеличении прибыли, можно было бы уже и обновить спецтехнику.
Пилоты ВВС Украины со своим заданием справились прекрасно, промчавшись шасси по пенной подушке. А в остальном масштабные учения мало чем отличались от обычных. Службы аэропорта отработали норматив, но насколько эффективны были действия руководства, каков уровень работы в сложных условиях сказать сложно, понаблюдать за этим не удалось.
В целом, уверенности в полной безопасности так и не появилось. Ведь подобные «шоу»-учения приходилось видеть и раньше. И за многие годы стандартный сценарий их проведения не изменился, хотя технологии давно шагнули вперед.
Подобные учения должны проводиться спонтанно, без предварительных договоренностей и информирования. И инициировать их должны уж точно не в аэропорту, а в Кабмине или спецслужбах. Лишь после прохождения такого «экзамена» можно будет с уверенностью говорить о готовности «Борисполя» к экстренным ситуациям и безопасности пассажиров.