Резонансное заявление спикера Верховной Рады Андрей Парубия о введении виз для граждан России так и не нашло поддержки в сессионном зале. Против этого выступили МИД Украины и крупнейшая фракция парламента — Блок Петра Порошенко.
Лебедь, рак и щука
Несмотря на то, что вопрос стоял в повестке дня на четверг, 6 октября, нардепы так и не рассмотрели законопроект 8-месячной давности. Причем позиции народных избранников даже в президентской фракции существенно противоречили друг другу. Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров жаловались на политику «постоянных компромиссов» со страной-агрессором. Тем временем Алексей Гончаренко объяснял журналистам в кулуарах Рады опасные последствия в случае введения виз.
«Украинцев берет в заложники Путин, а не баба Маня, у которой есть родственники в России, либо работники, вынужденные там работать. Как мы будем ездить в тот же Крым, если примем это решение? Будем признавать факт оккупации и получать визу для посещения родителей на полуострове? », — объяснял Гончаренко свою позицию.
Он настаивал на том, что после отмены безвизового режима Россия получит право открыть консульства во всех областях Украины, чтобы выдавать визы. «Кто там будет работать? Естественно, что русские агенты», — суммировал Гончаренко.
В это же время его коллега по президентской фракции Олег Петренко из батальона Азов высказывал абсолютно противоположную точку зрения.
«Если Россия так же отменит безвизовый режим — это приведет к небольшому осложнению формальностей для тех украинцев, кто настолько хочет туда попасть. Выполняйте условия, получайте визу и поезжайте. Меня не слишком волнует судьба тех, кто не стоял с нами рядом на защите страны, а теперь требует прислушиваться к ним», — считает Петренко.
Финансовый след
Одним из главных препятствий для принятия решения стала судьба украинцев, работающих в России. Данные об их количестве существенно отличаются, эксперты различного профиля называли Politeka цифры от 300 тысяч до 3 миллионов украинцев, зарабатывающих деньги в России.
При этом несколько социологических служб недавно обнародовали результаты исследований, согласно которым больше половины украинцев выступают против введения виз между Украиной и Россией. Вероятно, именно это стало окончательным аргументом отложить принятие судьбоносного решения.
Социологи отмечают, что введение виз может ударить по позициям власти особенно на Востоке Украины.
«Отрицательно к введению виз с РФ относятся те, кто живут недалеко от границы, и те, кто живет советскими ценностями о «великом братском народе», — считает директор социологической службы Рейтинг Алексей Антипович. — Хотя введение виз не ухудшит и без того плохое отношение к украинской власти условного бело-голубого электората на Востоке Украины. А вот среди жителей, поддерживающих бывший «оранжевый» электорат, власть бы только улучшила свои позиции».
Экономисты в свою очередь обращают внимание на финансовые последствия введения виз с Россией. Только через системы денежных переводов из России в Украину приходит до 20% от общей суммы переводов из-за рубежа. Это еще не учитывая те деньги, что украинцы завозят из Украины без декларирования. Так, украинцам разрешается не декларировать ввоз из России до $10 тыс., в то время, когда из Евросоюза можно завозить без декларирования только до тысячи долларов.
«Наши трудовые мигранты в России работают не только в Москве, а вахтовым методом в Тюмени и на страны севера, — говорит экономист Алексей Лупоносов. — Они зарабатывают достаточно внушительные средства, не меньше, чем наши мигранты из ЕС. Я оцениваю переводы и деньги из России по сравнению с переводами из стран-ЕС приблизительно 50 на 50. К тому же там достаточно компаний, которые не разделяют политику Путина и относятся к украинцам уважительно. Почему мы должны лишить их такой возможности?»
Он приводит простой пример неравномерности доходов между русскими и украинцами. Если средний уровень зарплаты на заводе Рошен в Киеве составляет 8-9 тысяч гривен, на аналогичной должности на заводе Рошен в Липецке платят от 30 000 рублей (свыше 12 тыс. грн по текущему курсу).
«Если российские власти начнут высылать наших трудовых мигрантов и домой вернутся хотя бы полмиллиона наших граждан, боюсь даже думать о последствиях. Эти люди в той или иной степени ассимилированы в России, многие из них разделяет политику Путина по отношению к Украине. Пока они там — они латентные и не угрожают нам, а по приезду домой могут стать сетью агентов внутри Украины», — считает Лупоносов.
Время на подготовку
Инициаторы введения виз настаивают на необходимости укрепить обороноспособность Украины. Политолог Владимир Фесенко напоминает, что Андрей Парубий мог бы инициировать этот закон, когда возглавлял Совет национальной безопасности и обороны. Но тогда власть ограничилась введением ограничений при пересечении границы для россиян (исключительно по заграничным паспортам) и введением «черных списков», закрывшим путь в Украину одиозным деятелям путинского режима. Теперь же «Народный фронт» все больше работает на воинственную риторику, чтобы не утратить электоральные позиции.
«Когда Парубий понял, что голосов может не хватит, а проваливать собственную инициативу не захотел, он просто проигнорировал повестку дня. Это его личная идеологическая позиция, он был националистом и остается им. В такой ситуации, кто первым делает шаг, тот проигрывает. Вот когда это сделает первой Россия, тогда можно будет тем же ответить», — предлагает Фесенко.
Пока же в России остаются тысячи рабочих с украинскими паспортами, объемы экономического сотрудничества между странами бьют антирекорды. С 2014 года объемы только аграрного украинского экспорта в Россию сократились с почти 30% до 2%, а общий импорт из России в 2015 году уменьшился с 19,9% до 10,1%. Но движение в Евросоюз рано или поздно заставит Украину усложнить правила пересечения границы, и экономическое сотрудничество будет уменьшаться и в дальнейшем. Однако длительные дискуссии внутри Украины о необходимости введения виз позволят нашим гражданам определиться и подготовиться к изменениям.
«Понятно, что визовый режим в чем-то усложнит движение как наших граждан в сторону России, так и их граждан в Украину. Но мы всегда приспосабливаемся к новым обстоятельствам, что показали последние два года, поэтому и здесь каких-то существенных проблем не возникнет», — оптимистично заключает Антипович.
Илья Лукаш