Однако за документ не проголосовали ряд депутатов коалиции, а оппозиционные партии предложили сотни поправок.Что беспокоит в бюджете депутатов, и угрожает ли его окончательное принятие распадом вертикали?
Олигархи остаются
Правительство Гройсмана в очередной раз обнаружило зависимость от олигархов и фактическое сохранение их статуса на 2017 год.
245 голосов за документ собрали не за счет правящей коалиции, а при привычной поддержке олигархических фракций «Воля народа» и «Видродження». В Блоке Петра Порошенко за бюджет проголосовали 108 из 143 нардепов, в «Народном фронте» — 74 из 81. Бывшие партнеры по коалиции — «Батькивщина», Радикальная партия и «Самопомощь» в сумме дали только 4 голоса.
Эксперты перечисляют сразу несколько ключевых моментов в бюджете, которые играют в пользу крупных финансово-олигархических кругов.
«Действующее правительство не заложники, а представители олигархических интересов, — объясняет глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. — Все, что они могли для них сделать, — сделали: сохранили уменьшенную ренту на газ и нефтедобычу (отсюда и голоса «Воля народа» с «Видродженням»), госзаказ на оборонные нужды оставили под грифом «секретно», а там просто множество олигархов «кормится », крупным аграриям и экспортерам оставили «серые схемы» с возмещением НДС».
Главной же кормушкой олигархов и чиновников в следующем году по прогнозам Новака станет увеличение возмещения НДС на 35%.
«Механизм возмещения НДС — одна из крупнейших коррупционных схем в стране. Всем известны ставки по его возврату, которые составляют от 30 до 50% от суммы возмещения», — говорит эксперт.
На грани распада
Голосование за бюджет показало, что не только коалиция на грани раздора, но и некоторые партии.
Неприятным голосование за бюджет-2017 стало лично для Юлии Тимошенко и Оппозиционного блока. «Женщина с косой» фактически расколола собственную фракцию «против» проголосовала только она, ее давний партнер Сергей Власенко и двое малозаметных депутатов: Сергей Евтушок и Валерий Дубиль. Молодые звезды БЮТ, вроде Надежды Савченко, Алены Шкрум и Алексея Рябчин, воздержались от голосования, а Игорь Луценко вообще отдал свой голос «за».
Политолог Тарас Чорновил считает, что противоречия в голосованиях «Батькивщины» будут только нарастать и формирование правящей коалиции вместе с Оппозиционным блоком в Херсонской и Николаевской областях не пройдет для нее незаметно.
«Очевидно, что либо жесткого указания голосовать «против» не было, либо люди в ее фракции все больше не придерживаются решений Юлии Владимировны. Главной причиной для многих стал показательный курс на объединение с Оппоблоком в южных регионах и голосование с ними в зале Верховной Рады. Для богатых это неприемлемо, и эта грязная история только продолжаться », — считает Чорновил.
Оппозиционный блок в последнее время вообще переживает не лучшие времена. К громким заявлениям Евгения Мураева и Вадима Рабиновича о выходе из фракции, добавилась «измена» 15 из 43 членов ОП, которые «воздержались» от голосования.
Это можно было бы и не заметить, если бы не фамилии тех, кто «воздержался»: Нестор Шуфрич, братья Добкины, Вадим Новинский, Александр Вилкул, Сергей Кивалов. Все они тесно связаны с серьезными олигархическими структурами и принятию бюджета решили «не мешать». Правда, Черновол указывает на другую причину неголосования за бюджет этими депутатами.
«В ОБ есть несколько неформальних групп, и он на грани раскола. Чисто российская группа — Рабинович и Мураев — уже вышли, группы Левочкина и Бойко имеют различные интересы, поэтому единодушных решений там никогда не было. Это история не о зависимости от олигархов, скорее им просто все равно», — объясняет Чорновил.
Спецконфискаця раздора
Без конфискации так называемых «денег Януковича» бюджет на следующий год под угрозой срыва, а НФ грозится вообще во втором чтении не голосовать за него.
Чтобы показать серьезность намерений в Верховную Раду экстренно прибыл бывший премьер-министр Арсений Яценюк, который назвал отказ голосовать за спецконфискацию «попыткой подорвать правительство» и обвинил в этом… депутатов БПП, якобы не выполняющих «указание президента».
Речь идет о 10,5 млрд грн арестованных активов чиновников времен Виктора Януковича и членов его так называемой «Семьи». Эти деньги лежат на счетах украинских банков еще с 2014 года, но депутаты уже двух созывов не могут найти голоса, чтобы принять закон, позволяющий направить эти средства в бюджет.
Весной НФ уже угрожал прекратить любое голосование, в том числе за запуск судебной реформы, если закон о спецконфискации не примут. В итоге поправки в Конституции, необходимые для судебной реформы, приняли, а главное требование второй по количеству политической силы в Раде так и не выполнили.
В следующем году к средствам Януковича могут добавиться те, которые будут арестованы у чиновников в рамках закона «О противодействии коррупции». Будущее Агентство по управлению арестованными активами, которое должно заработать до конца 2016 года, сможет забирать у должностных лиц имущество и средства, происхождение которых они не смогут объяснить. Если за два года борьбы с коррупцией в украинский бюджет вернули менее 10 тыс. грн, только за первый год аналогичное Агентство во Франции перечислило в бюджет 4,5 млн евро (127 млн грн), еще более 30 млн они перечислили в целевые государственные фонды и выплату пострадавшим по разным статьям.
«Пошантажировать Арсений Петрович любит, но выполнять угрозы — прямая угроза для него же самого, — успокаивает Чорновил. — Здесь проблема элементарного разгильдяйства, поэтому он перешел в лобовую атаку по этому поводу».
Год без реформ?
Чуть ли ни главной темой для споров в Раде стало то, что кроме правоохранительной области в 2017 году никакие реформы в бюджете не запланированы.
Лекарства и политику нельзя рекламировать — Егор СоболевВооруженные силы в следующем году получат гарантированные законом «Об обороне» 5% ВВП. Это 129 млрд грн, что на 14,5 млрд больше, чем в этом году. Дополнительный миллиард гривен получит Генпрокуратура, 5 млрд грн — МВД, 9 млрд — Минобороны. Понятно для страны в состоянии войны.
А вот за выделение средств на медицинскую реформу депутаты вообще не голосовали. Этот раздел обещали подготовить ко второму чтению. Расходы на образование, науку, культуру, экологию, реформу децентрализации и субсидии аграриям сократили.
Сократить расходы на Вооруженные силы и правоохранительные органы в Раде последовательно пытались депутаты Оппозиционного блока и нардепы-мажоритарщики от партии «Свобода» Андрей Ильенко и Юрий Левченко.
«МВД, СБУ, Госспецсвязь и Управление государственных объектов — это не оборонный бюджет, а элементы полицейского пассивного аппарата. Если считать МВД оборонным, то разве что от собственного народа», — пояснил свою позицию Левченко в эфире одного из телеканалов накануне голосования в парламенте.
Черные дыры
Кроме политических бурь, финансовый план на 2017 год включает в себя много сомнительных экономических, моментов.
Самая главная угроза — слишком оптимистичный сценарий развития украинской экономики. Минфин ожидает роста ВВП на 3% против 1% спрогнозированного Всемирным банком, увеличение экспорта на 8%, а импорта почти на 10%. На то, что планы слишком амбициозные, указал как бюджетный комитет, так и научное экспертное управление Верховной Рады.
Эксперты пришли к выводу, что негативные тенденции в экономике Украины в 2016 году (стагнация в отечественной промышленности в условиях низкого внешнего спроса, низкий уровень модернизации производственных мощностей), усиливают риски.
Второй момент, на который указывают эксперты, — это ожидание 17 млрд грн от масштабной приватизации. В пояснительной записке к бюджету говорится об Одесском припортовом заводе, «Укрспирт», «Турбоатом», «Укрэнерго» и других государственных гигантах.
Необходимость приватизации этих предприятий эксперты не отрицают, но напоминают, что с 2014 года ни одно намерение передачи преимущественно убыточных госпредприятий не осуществилось. В бюджете на 2015 год было запланировано 10 млрд грн, а пришо 200 млн. В 2016-м собирались получить 15 млрд грн, а пришло, по состоянию на сейчас, чуть больше 100 млн.
«Это одна из самых маловероятных статей бюджета. Во многом ее реализация в следующем году будет зависеть от политического фактора. Если будут досрочные выборы — вряд ли правительство будет заниматься большой приватизацией», — прогнозирует Новак.
Сейчас бюджетный дефицит запланирован на уровне 75 млрд грн. Если к ним добавятся 15-20 млрд невыполненных планов — это заставит правительство как обычно лезть в долги, но на худших условиях чем сейчас.
«Никаких настоящих реформ для роста экономики в следующем году не делается, поэтому отсутствие приватизации может повлиять на очередное решение МВФ и усугубить кредитный рейтинг страны. Будем брать кредит не под средние 7% годовых, как сейчас, а под 10-12% », — неутешительно заключает Новак.
PostScriptum
Сейчас у правительства есть две недели на внесение изменений и перечисление статей бюджета, с которыми не согласились депутаты. Затем две недели документ будет рассматриваться в комитетах парламента, и не позднее 20 ноября бюджет должен во втором чтении рассматриваться в пленарном зале Верховной Рады.
Илья Лукаш