Повышение зарплат депутатам было второй по важности новостью прошлой недели, после принятия в первом чтении бюджета на следующий год. Если финансовый план страны на 2017 год эксперты и общественность начали анализировать и обсуждать почти сразу после голосования, то повышение зарплат нардепам в тысячах мелких строк гигантских таблиц разглядели только ближе к выходным.
На сайте Кабмина до сих пор можно увидеть забавную картину. В день голосования премьер-министр Владимир Гройсман поблагодарил депутатов за принятие бюджета на 2017-й год, а в восемь вечера 23 октября, по соседству появилась новость о том, что правительство не будет поддерживать повышение зарплат народным избранникам.
С момента избрания в 2014 году, депутаты ВР 8-го созыва получали около 6 тыс. грн. Такое ограничение ввел бывший премьер-министр Арсений Яценюк. Во время его отставки тогдашний спикер парламента Владимир Гройсман последним своим постановлением определил уровень зарплат нардепов в размере 14-15 тыс. грн. Согласно проекту бюджета на 2017 год базовая ставка зарплаты депутата достигнет 25 «минималок», что составит 36,5 тыс. грн. Спикер Андрей Парубий будет получать до 43,5 тыс., а его заместители — до 40 тыс. грн.
Вопрос уровня зарплат народных избранников разделил украинское общество. Politeka расспросила экспертов различных отраслей о том, сколько должен получать народный избранник.
Алексей Лупоносов, экономист:
Все должны получать достойную зарплату, но нардепы должны получать ее в последнюю очередь. Вот когда всем украинцам повысят зарплаты, тогда можно будет повышать и им.
Посмотрим на экономическую ситуацию в стране. Этот состав Рады работает уже длительное время, принимала и должна принимать законы, стимулирующие экономику. Но приведу два позорных примера.
Почему украинцы должны платить за растаможку автомобилей, когда этого нет ни в одной стране Европы? Почему мы не имеем права ездить на новых дешевых авто? Почему же волонтеры должны платить за автомобили, которые они покупают для фронта?
Следующий вопрос: почему небольшие Латвия и Эстония позволили своим гражданам покупать оружие и использовать его для личной защиты, а украинцам такой возможности не дали? Может и уровень преступности в Украине был бы значительно ниже, если бы преступники знали о сопротивлении с оружием?
Можно перечислять еще долго. Посмотрите на бюджет следующего года. Деньги надо платить за результат, а если его нет — за что платить?
Извините, но за такую работу депутаты должны получать минимальную зарплату (1450 грн). Пойдите в Центр занятости, где украинцы, потерявшие работу, могут получить максимум 4 минимальные зарплаты (5800 грн, — ред.). Это и должны получать депутаты, по вине которых, в частности, тысячи украинцев потеряли работу.
Тарас Прохасько, писатель:
В стране, которая находится в кризисе, ограничения должны начинаться с элиты. К тому же большинство депутатов и так богатые люди. Уровень их зарплат — это нечто статусное, а не обеспечение необходимых потребностей. Считаю оптимальным уровнем зарплату депутатов в пределах 15 тыс. грн, поскольку в Украине примерно такой уровень зарплаты, достаточной для достойного уровня жизни.
Никогда не будет никаких сдвигов, если элита не показывает пример сдержанности и готовности к пожертвованию. Уже не говоря о депутатах, которые должны делать то, что необходимо стране. Парикмахерам же не добавляют зарплату, если они хорошо стригут, они и так должны это делать! Если решил стать депутатом — будь готов выполнять то, что должен. Без дополнительных стимулов.
Евгений Булавка, политолог:
Я бы платил им зарплаты бойца на передовой. Кажется, это в пределах 6-7 тыс. грн. В воюющей стране депутатам, учитывая специфику Украины, где Рада всегда была самым избалованным и скандальным органом, платить надо столько, сколько получает солдат. Чтобы почувствовали себя на передовой реформ, борьбы с коррупцией. К тому же условий или гарантий эффективности их работы не существует.
Я не против высокой зарплаты, как таковой. Скажем, Войцех Бальчун отработал свой миллион долларов в год одним-единственным решением — прозрачной закупкой топлива для «Укрзализныци». Уровень зарплаты зависит от эффективности рабочего. А платить 30 или 40 тысяч людям, которые не могут собраться в достаточном количестве, чтобы принять законы, когда спикер жалуется, что депутаты покидают зал и идут в буфет, — это стыд.
Давид Сакварелидзе, экс-заместитель генпрокурора:
Я не сторонник неоплачиваемой бюрократии. Понятно, что 90% депутатов не живут на зарплату, а обслуживают олигархов. Но есть депутаты, которые живут только на эти средства. С одной стороны 15 тыс. грн — мало, но и 40 тыс. — не гарантия того, что они не будут брать взятки. Это скорее психологическая проблема.
Этот вопрос надо рассматривать с технической и политической точек зрения. С политической — в Украине созданы условия, когда в Раду попадает «персонал» миллионеров и миллиардеров, которым зарплата не интересна. С технической — стране в целом нужно предложить общее видение развития госслужбы: сократить количество чиновников, четко определить уровень зарплаты на каждом уровне, прописать функционал. А сейчас получается, что кому-то платят копейки, но они зарабатывают миллионы, а кто-то получает копейки и работает в поте лица.
Высокие зарплаты облегчат жизнь нескольким депутатам, которых я знаю. Правда, я таких знаю где-то 5-6.
Роман Доник, волонтер:
Депутат, как представитель народа, не должен критически отличаться от избирателей. Когда они шли в депутаты, то автоматически соглашались на тот уровень зарплаты, который был, — около 6 тыс. грн. Пенсионерам после этого повысили пенсии на 100 грн, а депутатам хотят повысить в 8-9 раз. Это не нормально.
Понятно, что из-за коррупционных рисков депутаты должны получать больше, чем в среднем по стране. Но повышать их зарплаты нужно так же, как повысили пенсии и зарплаты. Или все затягиваем пояса, или у всех должен вырасти уровень доходов. Не вижу внятных объяснений, почему между повышением уровня зарплат депутатов и учителей должна быть такая существенная разница?
Илья Лукаш