30 октября Нацагентство по предотвращению коррупции получило последние декларации об имуществе и состоянии украинских чиновников «класса А»: руководителей, заместителей, депутатов, судей и прокуроров. Всего на сайте НАПК пока обнародованы почти 120 тысяч деклараций.
Главной новостью стали астрономические состояния должностных лиц, и, особенно, наличными. Так, премьер-министр Украины Владимир Гройсман задекларировал $1,5 млн наличными, министр энергетики Игорь Насалик держит $890 тыс., 240 тыс. евро и почти 5 млн грн наличности, малоизвестный депутат фракции БПП Максим Ефимов хранит $5 млн, а внефракционный Вячеслав Константиновский поставил своеобразный рекорд — он задекларировал $147 млн наличных.
Могли бы спасти экономику
Эксперты объясняют пристрастие политиков к ценным вещам и наличным, кроме банального недоверия к банковской системе, еще и нежеланием чиновников связывать свое будущее с Украиной.
Миллионы наличными, часы с бриллиантами и коллекции картин: самые шокирующие открытия е-деклараций«Интересно было бы суммировать количество наличных — хотя бы у самых депутатов, глав обладминистраций, мэров крупнейших городов — взять условных 500 чиновников и посчитать их влияние на банковскую систему Украины, если эти деньги положить на счета, — говорит глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. — Если эту наличность запустить в экономику, экономический рост можно как минимум удвоить от прогноза на следующий год в 3% роста, особенно если привлечь их в промышленность или аграрный сектор».
Но ждать таких щедрот от нынешней политической элиты Украины не стоит, предупреждают эксперты. В основном политики не смогут объяснить происхождение своего состояния, да и никакой заинтересованности в их «легализации» нет. Сюда также можно добавить экономический спад и непонимание того, что будет дальше с подозрительными активами.
«Пока экономика в кризисе, никто ничего не вкладывает, эти миллионы так и будут лежать «под подушкой», — считает экс-министр экономики, директор Центра рыночных реформ Владимир Лановой. — Коррупционеры же вообще деньги никуда не будут вкладывать, они не знают, что с ними делать. Их декларирование — серьезная ошибка, так как ни откупиться, как окружение Януковича, ни убежать с этими деньгами им не удастся. Как оно пойдет дальше: может, будут перевыборы, может, произойдет кризис власти. Но один факт прогнозировать можно точно: внутреннее противостояние будет углубляться с непредсказуемыми последствиями».
Горячие точки
Владимир Лановой уверен, что никаких массовых протестов из-за декларирования состояния и имущества чиновников не произойдет.
«Массовых социальных протестов во время кризиса не бывает», — называет главную причину эксперт.
Социолог Ирина Бекешкина также не верит в вероятность протестов, и одной из причин считает влияние революции социальных сетей, где энергия протеста растворяется в злых сообщениях и шуточных картинках.
«Ничего особенного, кроме исчезновения последнего доверия к власти, не произойдет, — объясняет социолог. — Если до этого Верховной Раде были хотя бы 8% доверия, теперь не будет вообще. Если эта неопределенность и отсутствие какой-либо реакции на декларации со стороны правоохранительных органов будет продолжаться достаточно долго, а властные институты будут работать все труднее, это может привести к анархии, когда каждый, вопреки решению чиновников, будет действовать так, как сочтет нужным».
По мнению Бекешкиной, протесты могут быть не массовыми, а точечными. Она считает, что наиболее уязвимые группы для этого — демобилизованные бойцы АТО и получатели субсидий для оплаты коммунальных услуг.
«Среди них как раз возможны эксцессы, причем достаточно серьезные», — говорит социолог.
Шок для кредиторов
У того, что украинская власть не реагирует на подозрительные миллионы и миллиарды, могут быть и другие последствия — препятствия в получении Украиной международной финансовой помощи. Андрей Новак напоминает, что западные политики привыкли жить скромно, и состояния украинских коллег могут их шокировать и привести к серьезным изменениям в правилах предоставления помощи.
Декларациям быть: больше 90% чиновников уже отчитались об имуществе«Контроль за использованием средств будет значительно жестче, — объясняет экономист. — Если раньше макроэкономическую помощь, которую оказывал МВФ, делили поровну между НБУ и правительством, теперь ЕБРР, Европейский инвестиционный банк, США могут ввести прямой внешний контроль. Вплоть до того, что в Киеве на каждой кредитной линии будет сидеть человек, подписывающий платежи и контролирующий выполнение каждого мелкого пункта кредитных сделок: построить ли больницу, дать ли в дальнейшем кредиты 300 аграриям, отремонтировать ли дорогу и т.д.»
Шаг на пути обновления
Главные изменения, ожидаемые в результате обнародования информации о состоянии чиновников, произойдут в долгосрочной перспективе, убежден политолог Вадим Карасев. Он прогнозирует идеальное поведение со стороны правительства в ближайшие месяцы, различного рода социально направленные инициативы, вроде введения налога на роскошь и ощутимого обновления политического класса.
«Главный вывод для возмущенных украинцев: не выбирайте богачей, — говорит политолог. — Разве люди не знали, что Порошенко — бизнесмен, когда его выбирали? Но людей шокировало не состояние известных публичных политиков, а масштабы инфицирования жаждой всего господствующего класса, этой смеси шика и гопничества. Поэтому на следующих выборах в партийных списках будет намного меньше бизнесменов, которые не захотят рисковать разоблачением и объяснять происхождение состояния, а нынешние политики понесут электоральную, а не уголовную, ответственность, что пугает их больше».
В качестве примера того, как обнародование деклараций изменит украинское общество, эксперт приводит книгу «Теория праздного класса» американского экономиста Торстейна Веблена конца XIX века. В ней автор объясняет мотивацию показательного чрезмерного потребления бизнесменов, тесно связанных с политикой, политического популизма, как необходимого прикрытия, и предлагает передать все властные полномочия «технократам», которые будут иметь совсем другую мотивацию.
«Эта проблема была очень актуальна для США до 20-х годов XX века, а потом начала меняться, — объясняет Карасев. — Хорошо, что хоть с разницей в сто лет Украина стала на этот путь. Господство этой плутократии существенно ограничится уже в краткосрочной перспективе, а порочная связь денег и политики будет ослабевать от одного избирательного цикла к другому».
Политолог Сергей Таран объясняет последствия обнародования электронных деклараций как выбор между «шариковщиной» и «европейскостью».
«Худшее, что может произойти, — это рост популизма и социал-уравниловки, вместо понимания того, что зарплата профессиональных чиновников должна быть приличная и конкурентная, но за всеми должен быть жесткий контроль, — говорит эксперт. — Не «грабь награбленное», некая шариковщина, а европейское «плати и контролируй». У нынешнего правительства осталось не более года на то, чтобы или работать прозрачно и привлекать к работе технократов, или досрочные выборы будут неизбежными, с плохими перспективами для всех, а не только для нынешней власти».
Илья Лукаш