Михаил Саакашвили не нашел понимания и сотрудничества с местными элитами. Не потому что он не хотел, а потому что своими антикоррупционными действиями и заявлениями он начал эту систему раскачивать. Конечно, это вызвало у всех политических элит города обострение и его полное неприятие.

Как только он пришел, то сразу взялся за наиболее известные коррупционные кейсы: припортовый завод, ореховая мафия, таможня, еще десятки различных кейсов. Это все вызывало недовольство и одесских, и связанных с ними правительственных элит.

Отставка – это искусственная ситуация, которую ему создали на Банковой. Все политические элиты страны с одной стороны радуются, что он едет из Одессы, но с другой стороны опасаются, что он уехал в Киев. Шумно теперь будет у вас, а не у нас.

Первая стратегическая ошибка Саакашвили была в том, что он не обратил внимания на местные выборы, которые состоялись через несколько месяцев после его назначения. Президентская партия, которую он возглавлял, выиграла большинство и в областном, и в городском совете. Но по спискам туда попали прошлые регионалы, которые его потом просто игнорировали.

Без поддержки и диалога с городской и областной властью он не смог запустить ни один из своих антикоррупционных проектов. Должность губернатора — очень узкая по полномочиям должность, даже за выделение денег на запуск Центра административных услуг областной совет несколько месяцев не голосовал, причем именно из-за фигуры Саакашвили. Теперь же этот прекрасный центр с просторными помещениями и мониторами, вообще закрыли.

Павло Колотвин спостерігав за розвитком стосунків Саакашвілі з одеською елітою весь час його губернаторства
Павел Колотвин наблюдал за развитием отношений Саакашвили с одесской элитой все время его губернаторства

Мэр Труханов – человек прошлой системы, Саакашвили с ним вообще не общался. Единственное, где они объединились — это продвижение Одессы как города для принятия Евровидение. Все остальное время они друг друга критиковали и не общались.

Заметных сдвигов или реформ люди вообще не почувствовали. Это связано не столько с Саакашвили, сколько с ситуацией в стране в целом. Он делал все, что мог, но реформа децентрализации постепенно отнимала у него полномочия и в будущем должности губернаторов вообще не будут нужны. Если говорить о коррупционных связях Одесской области – разрубить этот клубок он так и не смог.

Одной из самых болезненных потерь для Саакашвили стало увольнение прокурора области Давида Сакварелидзе, после этого он не имел никакого влияния на местные советы или коррумпированных чиновников. Ну, заявлял он о коррупционных кейсах, но расследовать их было некому. Впоследствии начали возвращаться те чиновники, которые после его назначения перевелись в другие области, особенно на таможне и в правоохранительных органах.

Все время Саакашвили не давали собрать команду. Просто не утверждали заместителей полтора года! Вспомните Сашу Боровика, который уехал из-за того, что разочаровался. Месяц назад президенту Порошенко представляли еще одного заместителя Арсена Жумадилова, но его тоже так и не утвердили. Фактически в администрации области работала одна-единственная заместитель Саакашвили из новой команды – Соломия Бобровская. Всех остальных людей к администрации просто не допустили.

Дорога Одесса-Рени строится, а открытое таможенное пространство должны запустить в декабре. Думаю, что их продлят, потому что они сверхважные не только для региона, но и для страны. Из-за активности Саакашвили в регион зашли со своими проектами много международных организаций и доноров. Надеюсь, что они продолжат свою работу и останутся.

Само присутствие Саакашвили в должности была важным фактором против дестабилизации региона, как 1,5 года назад, так и сейчас. Сейчас вероятность реванша или дестабилизации возрастает.

Илья Лукаш