Выясняя кто прав, а кто виноват, политики дрались в Раде и озвучивали разные теории. Ну а тем временем немногочисленные, но эффектные протесты прошли под зданиями Нацбанка, Генпрокуратуры и парламента.
Рисунок Георгия Держалина
Пора раскошелиться
На 15 ноября были заявлены десять протестов, но громче всех звучали голоса обманутых вкладчиков банка «Михайловский». Цена вопроса высока – 1,2 млрд грн, которые до недавнего времени нельзя было считать банковскими депозитами, а значит и под опеку Фонда гарантирования вкладов физлиц они не попадали.
Пирамида, выстроенная «Михайловским», рухнула еще весной, протесты проходили несколько раз, однако именно пикеты 15 ноября дали результат.
Глава НБУ Валерия Гонтарева отбивалась, говоря, что организаторы митинга манипулируют цифрами, претензии к ее деятельности не выдерживают критики, а целая группа нардепов пытаются дестабилизировать экономическую ситуацию в стране. Она заверила, что регулятор и Фонд подали 3,3 тысячи заявлений об уголовных преступлениях банкиров на сумму в 300 млрд грн, так что в ведомства работают.
Подарок за наш счет: экономисты о возврате денег вкладчикам «Михайловского»Но заявления в деньги конвертируются медленно, и протестующие решили ускорить события. Сколько из них пришли под НБУ, ГПУ и ВР из-за отчаяния и по собственной инициативе – вопрос открытый. Журналисты ловили моменты, когда участникам митинга раздавали деньги. Но позиция главы НБУ и президента, который держится за кандидатуру Гонтаревой, тоже сомнительна. Иначе как объяснить быструю реакцию на протесты.
Верховная Рада приняла изменения в банковское законодательство. Среди прочего, они приравнивают средства клиентов «Михайловского» к банковским вкладам. Теперь они попадают под гарантии Фонда.
Результаты протестов оценивают по-разному. С одной стороны, вкладчики «Михайловского» погнались за высокими процентами и проигнорировали нюансы договоров. Банк передавал средства в финучреждение, под гарантированный возврат в случае банкротства они не попадали, и задуматься о последствиях людям стоило изначально. С другой стороны НБУ должен был заметить активную деятельность банка накануне банкротства. По законодательству, Нацбанк «осуществляет банковское регулирование и надзор». «Михайловский» — тот случай, когда недосмотрели.
Теперь деньги будет возвращать Фонд, а там они появятся либо за счет продажи активов банка-банкрота, либо за счет бюджета. То есть за счет обычных людей.
Петр Порошенко сам предложил закон, быстро его подписал. Часть требований митингующих удовлетворили, то есть политический градус протестов «третьего майдана» сбили.
Тем временем в парламенте закипел другой котел.
Между лидером Радикальной партии Олегом Ляшко и главой фракции «Батькивщина» Юлией Тимошенко произошел раскол. Главный радикал сообщил, что располагает неопровержимыми доказательствами сотрудничества Тимошенко с Владимиром Путины, охарактеризовал ее, как «московскую кукушку» и заверил, что попросил президента лишить ее гражданства. Аналогичное предложение Ляшко припас и для экс-губернатора Одесской области Михеила Саакашвили.
Свою поддержку протестов в столице Ляшко и Тимошенко не скрывали. А тут как раз на их фоне и родилось противоречие. На всплеск эмоций со стороны радикала это не похоже. Тимошенко тональность своих высказываний не изменила и сказала, что готова простить оппоненту такие методы политической борьбы. Вопрос только в том, за что именно стал бороться оппозиционер против оппозиционера? Можно предположить, что за спиной Ляшко появилась поддержка. Судя по всему, корни она пустила в Администрации президента и пропрезидентской политсиле, а причина – высокие рейтинги Тимошенко и Саакашвили.
В любом случае кулуарная политическая борьба сторонников президента еще не дала плоды. Не выходит у них победить оппонентов и в открытом бою.
Неприкасаемый или неприкосновенный
В среду, 16 ноября, Регламентный комитет ВР занялся вопросом снятия неприкосновенности с нардепа Вадима Новинского. Основания для этого озвучивал генпрокурор Юрий Луценко: нардепа хотят привлечь к ответственности за давление на уже умершего митрополита Владимира Сабодана, главу Украинской православной церкви Московского патриархата. История трехлетней давности могла бы подойти к завершению. Но в Регламентном комитете присутствовали крепкие адвокаты Новинского, которые отбивали все атаки генпрокурора. В итоге заседание ничем не закончилось.
Между заговором и небрежностью: почему депутаты не сняли с Вадима Новинского неприкосновенностьСпоры о неприкосновенности Новинского перешли в кулуары ВР. До парламентских слушаний дело не доходит. Депутаты сетуют, что таким образом уже забирали мандат у Игоря Мосийчука. Но он восстановил свои права через суд. Регламентный комитет отправил генпрокурора за убедительными доказательствами вины нардепа. Оппоненты народного избранника говорят, что в ГПУ достаточно специалистов, чтобы собрать и правильно подать нужные документы. Скептики считают, что ему уже фактически удалось избежать ответственности.
Пока что Новинский явных опасений не высказывает и ходит на работу. Так же, как и другой человек, который на этой неделе оказался в центре скандала.
Министерский вопрос
24-летняя заместитель министра внутренних дел Арсена Авакова стала оной из самых обсуждаемых личностей уходящей недели. Назначение юной Анастасии Деевой политики, эксперты и общественность обсуждали более рьяно, чем персоналии многих министров при раздаче им должностей. В Сети отыскались ее личные интимные фото. Но, оговорками на мораль и нравственность и потенциальные трудности с западными коллегами, Деевой готовы простить юношеские ошибки. С другими данными все сложнее. Оказалось, что новая заместитель Авакова указала десятилетний стаж работы. Стало быть, работать начала с 14 лет, а в это верится с трудом.
Появились претензии к качеству отбора кадров в МВД, заангажированности чиновников, кумовству недальновидности и т.д. Тем не менее, Деева в отставку не собирается, а ее кандидатуру Аваков одобрил безоговорочно.
Пока серьезные люди спорили о странном назначении, на этом фоне померкла громкая отставка. В понедельник, 14 ноября, с должности главы Нацполиции ушла Хатия Деканоидзе. Оценивать ее деятельность на посту можно по-разному. Но есть факт: Деканоидзе стала лицом правоохранительной реформы, ее глашатаем и популяризатором. Достойную замену ей еще не нашли. Потенциальный глава находится в статусе «и.о.» А вот с опытным человеком система попрощалась без сожалений. Тогда как других – Гонтареву, Новинского, Дееву – она отпускать не хочет.
Анна Гончаренко