По данным ООН, только 11-12 декабря были убиты 82 гражданских. Среди них женщины и дети.

Ситуацию в Алеппо поспешили обсудить на экстренном заседании Совбеза ООН. Однако участники организации только ограничились призывами немедленно прекратить кровопролитие и дать гражданским возможность выйти из города. Итак, мир, как и в ситуации на Донбассе, продолжает говорить о глубокой обеспокоенности и ничего не делает. Politeka узнала, почему же мировому сообществу наплевать, что происходит в Сирии и Украине.

taran_sergiy0_0_0_1-150x150
Сергей Таран, директор Международного института демократий:

— Для России единственным инструментом внешней политики осталась война. Ни экономики, ни культуры, которая б интересовала других, нет. Поэтому Донбасс и Сирия – это площадки, где Кремль реализует свои внешнеполитические амбиции.

У мира никогда не было большого желания вмешиваться в подобные ситуации. В демократических странах на уровне риторики всегда существует приверженность нормам демократии, но как только доходит до практики, невозможно убедить своих граждан, что для этого надо чем-то жертвовать, например, отправлять войска.

У Украины была иллюзия, что у мирового сообщества есть такое желание. Нам дали гарантии, подписали Будапештский меморандум, есть ООН и другие международные организации. На самом деле ничего не было. Украинцы просто поверили в риторику.

Но если говорить откровенно, готовы ли сами украинцы что-то делать для спасения граждан Сирии? Кто согласится идти и защищать сирийцев либо принять беженцев у себя дома? Или какой была бы реакция общества, если бы украинские политики заявили о такой вероятности?

Имеем дело с современной демократией, которая говорит хорошие вещи, а когда доходит до дела, градус готовности уменьшается.

Сирия и Донбасс – важный урок для украинцев. Если хотим мира и чтобы мир относился к нам с уважением, должны создать мощную, сильную армию.

Вторая важная вещь – единство страны. Внутри можем говорить о демократии, конкуренции, но когда доходит до стратегических вопросов в международной политике, очень важно иметь единую позицию, каких бы политических амбиций это не стоило.

алексей гончаренко
Алексей Гончаренко, секретарь Комитета ВР по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления:

— Миру не безразличны события в Сирии. Просто он не может найти надлежащий ответ на вызовы, в том числе войн, которые ведет Россия. Это новая история, к которой еще надо привыкнуть.

Сейчас главные рычаги влияния на РФ – экономические санкции, которые уже показали свою эффективность. Но видно, что только их мало. Надо также вести информационную войну, повышать уровень кибербезопасности.

Надо понимать, что никто пока не готов отправлять своих военных погибать за Украину. Должны рассчитывать только на собственные вооруженные силы и на то, чтобы удержать международные санкции, которые значительно ослабляют Россию.

залищук светлана
Светлана Залищук, председатель подкомитета ВР по вопросам евроатлантического сотрудничества и евроинтеграции:

— В октябре Верховная Рада приняла постановление, в котором провела параллель между ситуацией в Сирии и Украине, и о роли России в обеих странах. Именно режим Владимира Путина дестабилизирует ситуацию. При этом международная коалиция стала заложником РФ. Совет безопасности ООН мог бы инициировать миротворческую миссию, чтобы прекратить войну, но Россия из-за права вето все блокирует.

Совбез создали после Второй мировой войны, чтобы обеспечить баланс в мире и не позволить в дальнейшем военных конфликтов и противостояний. Однако, как видим, организация оказалась неэффективной.

Отменить право вето России сейчас невозможно. Реформа Совбеза уже много лет заблокирована. В частности, из-за того, что все решения принимаются ключевыми официальными членами и каждый имеет право вето.

Украина неоднократно призывала мир усилить санкции против Кремля. В условиях, когда невозможно полноценно использовать международные институты, такие механизмы остаются единственным способом принудить Россию к миру.

К сожалению, единства международного сообщества в этом вопросе не видим. Каждое национальное правительство сейчас занято своими выборами. К тому же раздается много тезисов о возвращении к диалогу с Москвой и что санкции неэффективны. Но тогда что эффективно? Как можно вести диалог с «крестным отцом» двух крупнейших военных конфликтов в мире?

хара
Александр Хара, директор департамента международных многосторонних отношений Майдана иностранных дел:

— Единственное, что может делать Россия, – это создавать проблемы всему миру. Сирия и Донбасс, как цель, Кремлю совершенно не нужны. Москва просто хочет, чтобы с ней считались.

РФ достаточно удачно влезла в сирийскую кампанию, поскольку привлекая минимум сил и серьезно не ввязываясь в конфликт, фактически заблокировала его решение для других. Перед началом военной операции американцы рассуждали о введении над Сирией свободной от полетов зоны. В таком случае войска Асада и России не должны иметь преимущества над повстанцами. Не было бы и продвижение сирийских вооруженных сил, поддерживающих РФ в сторону Алеппо. Однако сделать этого Штаты не успели. Россия своей военной операцией разрушила планы.

Украинцам следует понять, что никто кроме нас не будет защищать наше государство. Так устроен мир.

За 25 лет независимости Украина ни с кем не смогла установить союзнические отношения. У нас нет союзников, которые бы поддерживали совместные резолюции, с которыми можно было бы совместно воевать, которые бы предоставляли оружие или разведывательную информацию. А с этой властью они и не появятся. Сейчас никто над этим не работает.

Власть повторяется по приоритету европейской цивилизации и приведению Украины к стандартам НАТО, но о членстве не идет. Только болтовня. На Западе это понимают. Подобные действия только еще больше отталкивают тех, кто хотел бы помочь.

Ольга Головка

Фото: Сергей Лойко