Один в поле не воин
Если в Украине улучшатся условия ведения бизнеса и произойдут реальные реформы, только тогда у инвесторов увеличится желание вкладывать деньги в украинскую экономику, — рассказал генеральный директор украинской инвестиционной компании Dragon Capital Томаш Фиала во время конференции «Вектор’17». Переломный момент экономических реформ: как удержаться на правильном пути».
По его словам, правительству нужно приложить немало усилий, чтобы повысить позиции Украины в рейтинге Doing business.
— Проблема заключается в том, что Минэкономики хоть и демонстрирует одни из лучших результатов в работе правительства, но не отвечает за те факторы, которые сдерживают поступление инвестиций. Все позитивные шаги ведомства быстро нейтрализуются, когда слышишь о последних новостях в бизнесе.
Например, ситуация с компанией «АрселорМиттал Кривой Рог» (в прошлом «Криворожсталь». После реприватизации в 2005 году завод достался международному металлургическому холдингу ArcelorMittal индийского бизнесмена Лакшми Миттела. Генеральный директор предприятия Парамжит Калон недавно заявил о вымогательстве со стороны прокуратуры, — ред.).
Все, что там сейчас происходит, — заказ от некоторых представителей правящих кругов с использованием правоохранительных органов.
Также на протяжении последних двух лет мы наблюдаем за «маски-шоу» на предприятиях IT-сектора.
Такие новости заставляют любого бизнесмена задуматься, есть ли смысл инвестировать деньги в страну, где твои права очень плохо защищены.
Спецконфискация — хорошая мина при плохой игреКроме того, если случается некий конфликт, то его сложно решить. Например, ситуация вокруг ТЦ Sky Mall. (ТЦ стал предметом конфликта между украинским бизнесменом Андреем Адамовским и эстонским инвестором «Аррикано Реал Эстейт», который построил Sky Mall. Технический перевес в одну акцию превратил бывших партнеров во врагов. Когда срок договора закончился, Адамовский отказался продавать свой пакет акций. Судебные заседания по ТЦ велись в Великобритании, Украине и на Кипре. Международное правосудие встало на защиту эстонцев. Однако решение Лондонского суда ситуацию не изменило, — ред.)
Даже если ты добился победы в Лондонском арбитраже, то у тебя небольшие шансы добиться справедливости в Украине. Можешь обращаться в любое министерство, но, к сожалению, никто не поможет. И это перечеркивает все позитивы.
Реформы, реформы и еще раз реформы
Президент Украины уделяет очень мало времени реформированию судейской и правоохранительной системы. Как же в такой ситуации показать западным инвесторам, что стакан полон наполовину?
Есть некоторые успехи в реформировании энергетического сектора. Также есть наглядные сдвиги в борьбе с коррупцией на законодательном уровне. Речь идет о создании новых антикоррупционных институтов – НАБУ, специализированной антикоррупционной прокуратуры, НАПК. Чтобы круг замкнуть и дать этим структурам возможность нормально работать, нужно создать еще Антикоррупционный суд, который мог бы наказывать нарушителей за коррупцию. Этого пока не сделали.
Руководство страны следует подталкивать к мысли, что в следующем году необходимо создать систему антикоррупционных судов. Тогда НАБУ сможет сажать коррупционеров. Иначе никто не будет бояться давать и требовать взятки. Это должно быть ключевым приоритетом для всего гражданского общества и бизнеса.
Кроме того, реформа ГФС тоже оставляет желать лучшего. Это один из наиболее коррумпированных государственных органов, который препятствует улучшению инвестиционного климата. Там мало что изменилось.
Конечно, нужно проводить дерегуляцию, пенсионную реформу – без этого тоже далеко не пойдем.
Как привлечь инвесторов
В следующем году было бы хорошо достичь прогресса в приватизации. Инвесторам нужен какой-то масштабный объект для сделки. Вроде приватизации «Криворожстали». В последние годы таких крупных сделок не было. Бизнес пока выжидает. Смотрит, появятся ли мощные компании, чтобы осуществить миллиардную инвестицию.
Финансовый коллапс – как этого не допустить
В банковском секторе должны завершить «очистку». Остался один крупный банк. Все прекрасно понимают, о каком банке идет речь («Приватбанк» — ред.) . Без его национализации не обойтись. Действующие акционеры показали, что не готовы вложить 100 миллиардов гривен в его капитализацию.
Достаточно успешной была реструктуризация внешнего долга Украины. Удалось отсрочить выплаты. Этот год — самый мягкий по обслуживанию внешнего долга. В каждом следующем, включительно до 2019-го, будет большой прирост его погашения. 2019-й – пиковый. С теми резервами, которые есть у Национального банка Украины, и валютными запасами Министерства финансов с долгами не справимся.
Зарплата в 3200 — бедность, счастье или манипуляцияТакже 2019-й – год президентских и парламентских выборов. Уже сегодня надо создавать «подушку» резервов — и в Минфине, и в Нацбанке – максимум в первой половине 2017 года. Если этой «подушки» не будет, то инвесторы могут предположить повторение ситуации 2014-15 годов. Речь идет о том, что резервов не хватит для обслуживания долга. Соответственно — не будет возможности поддерживать политическую стабильность.
Поэтому властям надо очень четко следить, чтобы не останавливались программы сотрудничества с МВФ. В частности, чтобы транши мы получали не раз в год, а раз в квартал, как это и прописано в соглашении. Тем самым мотивировали приток частных инвестиций. Иначе порог 20 19-го года не перепрыгнем.
Хотелось, чтобы все те, кто принимает решения в парламенте и в администрации президента, понимали, что осталось очень мало времени, чтобы предупредить катастрофу в конце 2018-го.
Романия Горбач