Но на довольно тусклом фоне все же произошло долгожданное событие – после двух лет «комы», экономика начала показывать признаки жизни. Politeka разбиралась, почему экономический пульс Украины все еще неровный и какие тенденции внушают оптимизм.

Казенный расчет: главные тайны госбюджета-2017

Строго говоря, экономический рост в 2016 году можно считать таковым только с большой натяжкой. После 10% обвала в 2015 году, один плюс 1% (окончательные данные узнаем уже в 2017 году) – это скорее стабилизация, а не перелом, как это пытаются представить некоторые чиновники. Темпы роста ВВП Украины все еще гораздо ниже, чем у наших ближайших соседей по ЕС. Значит ни о каких планах «догнать и перегнать» Польшу или Румынию пока что нет и речи. Наши «соперники» безжалостно уходят в отрыв. Чтобы настичь их Украине необходимо сделать почти невозможное – траектория роста ВВП должна выходить на 5-7% в год.

Почему не удалось вырасти

Задача ускорить темпы ВВП уже в этом году выглядела крайне сложной, но выполнимой даже в наших сложных экономических и геополитических реалиях. Для ее выполнения экономике необходимо было топливо, драйвер, что-то, что выведет ее на нужную траекторию. Таким локомотивом могли стать цены на сырье, развитие внутреннего спроса или же рост инвестиций. В результате сработало все, но только по чуть-чуть.

Цены на сырье и продовольствие на мировых рынках, с которыми очень аккуратно коррелируется ВВП Украины, в 2016 году не радовали. Возможно, это и к лучшему, поскольку неожиданный подарок в виде скачка котировок на товарных биржах окончательно бы отбил у власти желание проводить реформы. Стоимость зерновых колебалась около минимальных за десятилетие значений. Только во второй половине года улучшилась ситуация на рынке железно-рудной продукции. Держится на плаву сырьевой экспорт в основном за счет девальвации гривны, которая за год, очевидно, потеряет еще около 8%. Также весомое подспорье – это «полуоткрытый» рынок ЕС, который стал единственным крупным регионом мира, куда Украина в этом году наращивала экспорт. По итогам первых трех кварталов он вырос на 4,25%. Результат мог быть лучше, если бы наши западные партнеры не перестраховались квотами.

Внутренний спрос показывал первые за долгое время признаки оживления. Потребительская активность начала восстанавливаться на фоне замедления девальвации гривны и инфляции. Украинцы с валютными сбережениями начали распечатывать валютные кубышки и тратить накопления. О чем, в частности, говорят статистика банков по обменным операциям и рост спроса на дорогостоящие товары. Например, по данным автоассоциаций, с января по октябрь 2016 года украинцы на новые авто потратили 1,22 млрд евро, что на 51% больше показателей за аналогичный период 2015 года.

Как украинцы будут расплачиваться за долги «Привата»

Впрочем, большинству населения страны распечатывать давно уже нечего, а потому эффект на динамику ВВП оказался ограниченным. Кардинально ускорить темпы роста потребления может лишь реальный рост доходов населения в сочетании с восстановлением банковского кредитования, что, в силу ряда причин, будет происходить крайне медленно. Дело тут не только в ПриватБанке, национализация которого под конец года наделала много шума. Весь финансовый сектор все еще восстанавливается после кризиса 2014-2015 гг.

В связи с низкими ценами на сырье и слабым внутренним спросом мог сработать фактор роста инвестиций, однако здесь Киев нарубил дров.

Опросы бизнеса показывают, что предприниматели значительно меньше озабочены войной на Донбассе, чем коррупцией в органах власти. К примеру, без завершения судебной реформы и качественного обновления этой ветви власти ни о каких серьезных инвестициях в Украину говорить не приходится. В этом году реформа была лишь запущена, однако переаттестация полиции, которая в основной массе сохранила на своих местах «старую гвардию», дает повод для серьезных опасений.

Жизнь среднего украинского чиновника в 2016 году в целом была очень сложной. Его весь год преследовали докучливые журналисты, а с ними и громкие коррупционные разоблачения. Во второй половине года в связи со стартом электронного декларирования пришлось еще и выставлять на всеобщее обозрение все «честно нажитое». Впрочем, утешением может стать тот факт, что за громкими скандалами в этой стране пока что очень редко следуют громкие последствия. Чаще виновникам большого шума удается мирно замять дело или вовремя «удалиться» куда-нибудь ближе к берегам Темзы либо Москвы-реки.

Говоря о провалах нельзя не вспомнить и о приватизации. В уходящем году Фонду госимущества так и не удалось продать Центрэнерго и Одесский припортовый завод, которые должны были продемонстрировать реальную заинтересованность крупных иностранных инвесторов в украинской экономике. Тест на инвестпривлекательность с треском провален. В связи с провалом приватизации крупных объектов, злые языки говорили о коррупционном интересе приближенных к власти лиц.

Достижения года

К тенденциям уходящего года, которые вселяют сдержанный оптимизм относительно будущего, можно отнести долгожданную макроэкономическую стабилизацию. Гривна в этом году хоть и падала, но масштабы девальвации уже были вменяемыми. С оглядкой на невиданный скачок тарифов, инфляцию на уровне 12-14% также можно назвать умеренной. Были созданы условия, когда предприятия уже могут наращивать капитальные инвестиции.

Гривна без МВФ: куда двинется курс в отсутствие транша

К безусловным достижениям стоит отнести рост совокупной прибыли украинских предприятий. По итогам года она, вероятно, достигнет 170 млрд грн. Что выглядит достижением после убытков в 2015 году. Весомую долю от этой цифры составит прибыль госпредприятий, которые при этом активно наращивают инвестиции. Один лишь «Нафтогаз» за первые девять месяцев года заработал более 25 млрд грн. Уход от грандиозных коррупционных схем с голубым топливом собственного производства и отказ от дотирования населения творит с финансами компании чудеса. Напомним, что в 2014 году убыток «Нафтогаза» приближался к 90 млрд.

Но в следующем году у Кабмина и Верховной Рады работы будет предостаточно. Несмотря на некоторые положительные тенденции, экономика все еще находится в неустойчивом положении и требует продолжения реформ. Рост политической напряженности внушает опасения относительно работоспособности коалиции. На международном фронте не все гладко. После выборов президента США и на фоне предстоящих парламентских выборов в Германии, Вашингтон и Берлин в 2017 году, вероятно, будут заняты своими проблемами. Украине придется рассчитывать только на себя, и следующий год, несомненно, станет еще одним периодом испытаний для нашей страны и ее экономики.

Андрей Мастыкин

Фото: Liukov / Shutterstock.com