2016 год стал переломным для Украины. Впервые за несколько лет экономика показала хоть и незначительный, но рост. Politeka узнала, что ждет украинскую экономику в 2017 году.

Экономика Украины хронически больна

Продан
Оксана Продан, народный депутат, председатель Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «Фортеця»:

— Правительство убеждает, что в 2017 году экономика вырастет на 3%. Однако есть ряд обстоятельств, которые могут ухудшить этот показатель. Прежде всего рост налогового давления на малый и средний бизнес. Это мина замедленного действия. Малых предпринимателей заставляют профинансировать повышение минимальных заработных плат – большинство из них с января ежемесячно будет платить более 1 тыс. грн налогов и сборов. Даже те предприниматели, которые не получают никаких доходов, будут платить 704 грн единого социального взноса. Просто за сам факт своего существования, как налог на воздух. Не все смогут это делать. Часть предпринимателей закроются. Вместо дополнительных доходов, получим рост безработицы и увеличение «дыры» в бюджете.

Госбюджет-2017 – политический. Потребительские расходы в девять раз превышают расходы на развитие. Раздуты расходы на государственный аппарат. Заложены большие средства от приватизации – свыше 17 млрд грн, хотя в последние годы доходы от продажи государственного имущества составляет максимум несколько сотен миллионов гривен.

Повышаются акцизы на бензин, дизельное топливо и сжиженный газ, в среднем на 25-48%. Это повлечет за собой повышение цен на перевозки и все товары и услуги, ведь почти везде есть транспортная составляющая.

Одновременно остаются коррупционные возможности – в администрировании НДС, на таможне и государственных предприятиях. Вместо того чтобы их ликвидировать и получить дополнительный финансовый ресурс, правительство обложило налогами средний класс. Это крайне неверное решение, которое негативно отразится на экономике.

Еще один важный фактор – цены на сырье на мировых рынках. В структуре украинского экспорта преобладает сырье, поэтому мы чувствительны к ценовой конъюнктуре. В последние годы оно дешевеет. Если тренд продолжится, уменьшится приток валюты в страну, а это дополнительное давление на гривну.

Курс гривны зависит и от международных кредитов. В 2017 году Украина вынуждена будет потратить $2,5 млрд на обслуживание долгов. Без финансовой подпитки уменьшатся золотовалютные резервы. Это увеличивает риск девальвации национальной валюты.

В общем, имеем серьезные структурные перекосы. Украинская экономика хронически больна. Вместо того, чтобы проводить качественные изменения, власть занимается косметическим ремонтом.

После стагнации и падения экономики, которые были в Украине последние восемь лет, нужно ежегодно расти хотя бы на 5-7%. Тогда это почувствуют люди. Иначе будем топтаться на месте и проигрывать конкуренцию не только самым развитым странам мира, но и своим соседям.

Украина должна сделать ставку на национальное высокотехнологичное производство, улучшить инвестиционный климат, в корне изменить систему регулирования экономики, создать условия для развития малого и среднего бизнеса. Тогда мир увидит украинское экономическое чудо.

К сожалению, нынешняя политика не способствует качественному рывку.

Долги и девальвация

лановой
Владимир Лановой, экс-министр экономики:

— 2017 год будет тяжелым для украинской экономики. Изменений структурного или инвестиционного характера не видно. Перспективы более мрачные, чем были в 2016 году.

Останутся стандартные негативы: большой государственный долг, дефицит бюджета, стагнация производства, непоступление валюты из-за рубежа, падение экспорта, все, что является причиной неустойчивость гривны, высокой инфляции и реального падения доходов граждан. К тому же добавились еще и новые непрогнозируемые проблемы. Одна из них – крах олигархических банков.

Объемы услуг банковской системы в реальном секторе экономики уменьшились. Кредитов стало меньше. Процентные ставки не могут снизить из-за инфляции и малого количества работающих банков. Предприниматели гоняются за кредитами. Без них не могут структурно и технологически восстанавливаться, модернизироваться, поднимать производство и продажи.

В 2017 году должны докапитализировать ПриватБанк на 148 млрд грн. Государство ошибается, если считает, что выдаст облигации, которые Нацбанк не будет выкупать, и так закроет большую дыру, а деньги не поступят в дополнительный оборот. Вкладчики ПриватБанка будут требовать свои средства. Облигации нужно будет монетизировать, а для этого подключать дополнительные мощности печатного станка.

Не понятно, кого будет кредитовать государственный ПриватБанк. Его клиентами были предприниматели Коломойского, бизнесмены, мелкий сектор. Теперь «Приват» финансировать их не будет. Будет работать только на погашение старых проблем.

Олигархи теряют бизнес. Понимая, что в Украине нечего делать, уезжают. Поэтому все, что имеют, будут превращать в валюту. Гривна будет обесцениваться. Давление на валюту будет расти, а из-за границы ее будет поступать все меньше.

К тому же в 2017 году Украина должна погасить более четырех миллиардов долларов госдолга. Нацбанк, чтобы аккумулировать доллар для своих погашений, будет снижать стоимость гривны.

После электронных деклараций и сообщений Александра Онищенко, отношение к Украине в мире значительно ухудшилось. Поэтому не стоит ждать, что нам будут срочно помогать валютой. Возможно, поможет МВФ. Украина должна вернуть Фонду один миллиард долларов. МВФ этот миллиард может реструктуризировать. То есть Украина оформит новый кредит – таким образом деньги не нужно будет возвращать. Но от других $2,6 млрд никуда не денемся.

Кому будет жить хорошо?

СусловВиктор
Виктор Суслов, экс-министр экономики:

— Национализация ПриватБанка засвидетельствовала кризис банковской системы, который на «Привате» не закончится. Можно предположить, что в 2017 году еще ряд коммерческих банков не смогут выполнять свои обязательства.

Национализация ПриватБанка приведет к дополнительным затратам, которые связаны с необходимостью покрыть 148 млрд грн потерь этого финучреждения. Делать это придется за счет дополнительной эмиссии НБУ. Оздоровление «Привата» будет проводиться за счет снижения жизненного уровня всех граждан. Постепенно будет происходить ускорение темпов инфляции, дальнейшее обесценивание гривны.

Имеем кризис инфраструктуры. В плохом состоянии дороги, мосты, железная дорога. Переживает кризис и энергетика. В таком же состоянии жилищно-коммунальное хозяйство. Нужно вложить большие деньги в поддержание стареющего жилого фонда, замену труб, электросетей, а их нет. Поэтому в этом году для большинства населения уровень жизни будет снижаться.

Будет усиливаться социальная дифференциация в обществе. Оно все больше будет делиться на два полюса: богатых и бедных.

На этом фоне будет расти эмиграция из Украины, будет продолжаться деиндустриализация – переход страны к аграрно-сырьевой экономике.

Чтобы этого избежать, нужны реформы, но никто их проводить не будет. Украина – олигархическое государство. Поэтому настоящих реформ, которые бы были нацелены на выход страны из кризиса и повышение благосостояния граждан, не будет. Будет продолжаться ожесточенная борьба за собственность.

Курс доллара будет расти. На 2017 год в бюджете заложили курс 27,2 гривны за доллар. Почти такой же курс видим сегодня в обменниках. Это значит, что показатель не выполнят, девальвация будет углубляться. Какой она будет, зависит от многих факторов. В частности, не понятно, будет ли продолжаться поддержка Международного валютного фонда. Какой будет позиция новой американской администрации.

Также усиливается международная критика Украины за разгул коррупции. Стране с такой репутацией мир помогать не станет.

Нет фактов, которые бы указывали на возможные серьезные положительные изменения. Но у любого кризиса есть конец. Возможно, в Украине пройдут досрочные парламентские выборы, а на них победят силы, нацеленные на защиту национальных интересов украинцев, и политика изменится.

Непредсказуемые факторы и рост

КушнирукБорис
Борис Кушнирук, экономист:

— Существенно повлиять на экономику Украины могут внешние факторы, которые сейчас сложнее спрогнозировать, чем внутренние.

Во-первых, не понятна позиция Дональда Трампа. Если он начнет заниматься агрессивной политикой протекционизма, это приведет к существенной разбалансировке больших мировых финансовых рынков, может подорвать всю систему международной торговли. В результате столкнемся с падением цен на сырьевые товары, в частности металлы и аграрную продукцию.

Неизвестно, что будет с Евросоюзом после выборов в Германии и Франции. Если французы выберут президентом Марин Ле Пен, можно ожидать даже развала ЕС. Европа для Украины сейчас — главный рынок сбыта товаров, поэтому у нас будут огромные проблемы.

Если же ничего страшного не произойдет и если учитывать только внутреннюю ситуацию в Украине, прогноз правительства о 3% роста ВВП на следующий год вполне адекватен. Более того, при разумной денежно-кредитной политике Нацбанка рост может быть даже большим.

В 2016 году украинская экономика вышла хоть и на незначительную, но устойчивую тенденцию роста. Статистические данные свидетельствуют, что он происходит во всех сферах хозяйственной деятельности: сельском хозяйстве, промышленности, энергетике, транспорте, торговле, строительстве.

К тому же Украина завершает этап очистки банковской системы, политика центрального банка становится мягче, снижается основная учетная ставка Нацбанка. Это может оживить кредитование, без которого экономика расти не может.

У нас есть принятый Госбюджет. В целом, негативного характера он не носит. Рост расходов на оборонку будет усиливать производство сложной промышленности. Инфраструктурные расходы, которые связаны со строительством и ремонтом дорог, также могут стимулировать дополнительный рост экономики.

Поднятие минимальных зарплат тоже будет его стимулировать. В первую очередь повышение коснется малообеспеченных слоев населения, которые тратят средства преимущественно на продукты питания. Это не конвертируется в валюту и не выводится в оффшоры, поэтому эти средства будут подпитывать спрос на внутреннем рынке.

Ольга Головка

Фото: Влад Содель, apostrophe.ua