Владимир Гройсман стал премьер-министром Украины 14 апреля 2016 года, получив годичный мораторий на рассмотрение вопроса об отставке его Кабмина. Учитывая календарное расписание пленарных заседаний Верховной Рады, которая должна перед судьбоносным заседанием проанализировать несколько сотен страниц правительственного отчета, ожидать рассмотрения итогов работы Кабмина стоит в начале мая 2017 года.Так что есть время для выяснения отношений и поиска слабых звеньев.
«Фронт» в ожидании перемен
Обыденное и обычно ничем не примечательное заседание правительства 25 января вдруг превратилось в политическое шоу. После отчета иностранного руководителя «Укрзализныци» Войцеха Балчуна, его непосредственный начальник министр инфраструктуры Владимир Омелян резко раскритиковал работу подчиненного.
Что делать без «Рошен»: каких реформаторских шагов ждут от Порошенко?В частности, министр обвинил Балчуна в сохранении коррупционных схем на железной дороге под руководством двух заметных людей из «команды БПП» — братьев-депутатов Дубневичей и члена правления «Укрзализныци» Сергея Михальчука. В подтверждение своих слов Омелян вручил премьеру объемную папку с «доказательствами коррупции».
В ответ Владимир Гройсман отчитал министра и перевел «Укрзализныцю» под ответственность Министерства экономического развития. Омелян не сдался – начал ходить по эфирам и в нескольких интервью в день повторять тезис о «сохранении коррупционных схем в пользу членов президентской фракции». Об отставке министр пока не говорит, но уже пообещал обратиться в суд с требованием вернуть железную дорогу под его управление.
Политические аналитики усматривают в этом демарше министра две причины: стремление сохранить представителем «Народного фронта» в правительстве контроль над одной из крупнейших компаний в стране и попытку Владимира Гройсмана усилить позиции членов «президентской команды». А вот относительно второй причины возможны вариации: от прямого заказа с Банковой до «учений» перед массированной атакой на другого министра из команды «Народного фронта».
«Гройсман – одноразовый премьер, поэтому если кого-то в его команде и будут менять, то это будет решать не он, — считает политолог Виктор Небоженко. – Это сильный премьер сбрасывает балласт, чтобы удержаться самому или удержать на должностях членов своей команды. А ручной премьер, которым является господин Гройсман, лишь выполнять указания с Банковой».
В сою очередь политический эксперт Кирилл Сазонов считает, что речь идет о проверке сил перед финальным залпом по команде «ястребов» в правительстве, который нанесут весной. Главной целью, по его мнению, на самом деле будет не Омелян, а Арсен Аваков.
«Если судить по активности СМИ и объемам денег на информационную поддержку, главная интрига политического сезона весны 2017 г. будет заключаться в выжимании из правительства Владимира Омеляна и Арсена Авакова, — прогнозирует Сазонов. – Оба ведомства критически важны для удержания контроля над страной. Группе Аваков-Турчинов-Яценюк не зря лепят ярлык «партии войны», причем как в украинских СМИ, так и в неформальных разговорах на Западе. Вот от того, насколько удастся раскрутить этот имидж «воинственных скандалистов», и зависит, перейдут ли эти министры в следующий Кабмин».
Одним из главных оснований перейти «в атаку» стали очередные рейтинги политических сил, в которых популярность БПП остается в стадии неопределенности, а вот поддержка у «Народного фронта» так и не появилась.
Политолог Владимир Фесенко объясняет эту разницу расхождением между аппаратным весом и рейтингами.
«Демарш Омеляна – это отражение нулевого рейтинга «Народного фронта», которому приходится все чаще идти на публичные конфликты с БПП в отстаивании позиций, — говорит эксперт. — С другой стороны, понятно, что президентской партии нужен рейтинг, поскольку именно на нее возлагают украинцы надежды и разочарования в связи с тем, что происходит вокруг. Вот нарушение этого искусственного баланса между рейтингами и аппаратным весом и является предпосылкой для конфликтов, которые будут все больше и громче».
Он вспоминает еще одного вероятного кандидата «на выход» из правительства, вокруг которого будет продолжаться ожесточенная борьба – и.о. министра здравоохранения Ульяну Супрун. Но главная драка весной все же будет вокруг Арсена Авакова.
«Главной заметной фигурой в НФ и правительстве одновременно пока остается он, — объясняет Фесенко. – Стремлением вести собственную политику и переговоры с президентом он создавал проблемы и Арсению Яценюку, и теперь создает все больше имиджевых проблем Гройсману. Но политика выжимания «Народного фронта» из правительства приведет только к перевыборам, которых никто не хочет. Поэтому, если ситуация и наберет критические обороты, кресло министра МВД просто передадут другому представителю НФ, а не выведут из сферы их влияния. Так в свое время поступил сам Яценюк, там могут заставить сделать и Авакова».
Призрак выборов
Пока что эксперты прогнозируют только попытки поколебать позиции отдельных министров, а вот общей заинтересованности в досрочных выборах не замечают ни у БПП, ни у «Народного фронта». Заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий выдвигает еще одну причину жесткого противостояния двух Владимиров — премьера Гройсмана с министром Омеляном.
От самороспуска до референдума – как могут запустить парламентские перевыборы«Если БПП в случае досрочных выборов очень сильно пострадает, то «Народного фронта» в следующем парламенте не будет вообще, — считает политтехнолог. — Пока еще есть время, президентские чиновники хотят показать эффективность эксперимента с привлечением иностранцев в правительство. Критически важно показать обществу саму возможность быстрых реформ в госпредприятиях руками иностранцев. Поэтому Гройсман и встал на защиту Балчуна».
А вот Виктор Небоженко вообще видит в конфликте руку олигархов. В частности, Рината Ахметова, которому очищение от коррупции грозит потерей монопольного положения сразу в нескольких отраслях экономики. Политолог прогнозирует завершение противостояния с минимальными потерями для всех сторон.
«Конфликт вокруг Омеляна заключается в том, что тот же Ахметов требует от премьера выполнения обязательств, которые тот взял на себя в обмен на голоса лояльных к олигарху депутатов: «Я помог тебе стать премьером? Почему ты не выполняешь то, о чем мы договорились?» — объясняет эксперт. — К тому же монополистам в поставках на железную дорогу непонятно, кому носить взятки за сохранение схем: поляку Балчуну или украинцу Омеляну? Обычные феодальные расклады без политического контекста. Как только выяснится, кому носить деньги за принятие решений, все успокоится».
Илья Лукаш