На первом месте оказался Авраам Линкольн, на втором — Джордж Вашингтон, на третьем — Франклин Рузвельт. Барак Обама занял 12 место. На каком окажется нынешний президент Дональд Трамп, пока сказать трудно, но он сделал то, что обычно не делали все его предшественники. Он не только начал войну с прессой, но с каждым днем ее усиливает. Уже не только своими твитами, но и административными мерами. Подобное в Америке видели настолько давно, что успели забыть о подобных случаях. Фронт противостояния охватывает не только бумажные, но и электронные СМИ, в том числе и телевидение.

Вопреки опыту

У американских президентов отношения с медиа никогда не были простыми. Страна начиналась именно под воздействием прессы. Памфлеты Томаса Пейна в значительной степени сформировали у населения колоний представление не как о виргинцах, пенсильванцах и т.д., а именно как об американцах, которые, будучи свободными людьми, не могут терпеть угнетение со стороны Англии и ее короля.

Выбор президента Трампа: между защитой демократии и замашками диктатора

Свобода прессы в США — это не пустые слова, а объективная реальность и вступать в войну со СМИ власти в большинстве случаев опасаются. По американской традиции пресса чаще всего власть либо критикует, либо подает материалы объективистски, предпочитая давать противоположные точки зрения.

Когда президент Рузвельт провозгласил New Deal — Новый курс (точнее Новый подход), он столкнулся с небывалым сопротивлением владельцев СМИ. Более 75% газет и журналов были настроены против него, подвергали его политику острой критике. Тем не менее на знаменитые пресс-конференции Рузвельта допускали всех журналистов, иногда приходило более 200 человек, невзирая на их отношение к главе государства и его политике. Великий президент не боялся критики и всегда просил открыто с ним не соглашаться. Он признавал свои ошибки и благодарил тех, кто указывал на способы их исправления.

Чтобы преодолеть враждебность журналистов, Рузвельт использовал радио. Его fire-side chats — беседы у камина — слушали около 45 млн человек, то есть практически все взрослое население страны. Не могло быть и речи, чтобы аккредитованного журналиста не пустили на пресс-конференцию. Рузвельт мог не давать интервью какой-то газете, но никакой дискриминации или запретов не допускал.

Очевидно 45-ый президент США забыл относительно недавнюю историю своей страны. В июне 1971 года газеты The New York Times и The Washington Post начали публикацию попавших в редакции так называемых Pentagon Papers — общепринятое название сборника «Американо-вьетнамские отношения, 1945-1967: Исследование». Это исследование было проведено по распоряжению министра обороны Роберта Макнамары и предназначалось для служебного пользования.

По просьбе президента Ричарда Никсона прокуратура запретила публикацию, ссылаясь на соображения государственной безопасности. Тем не менее Верховный суд разрешил печать, так как запрет означал бы нарушение конституционной нормы о свободе слова.

Фактическим продолжением скандала с Pentagon Papers стал знаменитый Watergate scandal — Уотергейтский скандал 1972-1974 гг. Опять на первом плане были ведущие американские газеты The New York Times и The Washington Post. Доказать, что по приказу президента Никсона была сделана прослушка избирательного штаба Демократической партии в комплексе Watergate, не удалось, но специальный прокурор, который вел расследование, обнаружил наличие копий прослушек в Белом доме. В результате президент Ричард Никсон ушел в отставку. Над ним реально нависла угроза импичмента. Пока он единственный американский президент, прижизненно прекративший исполнение своих обязанностей.

У президента Джона Кеннеди с прессой тоже были непростые отношения. После провала вторжения на Кубу в апреле 1961 года и нещадной критики его администрации в прессе он приехал в Национальный клуб печати, где состоялся весьма нелицеприятный, но предметный разговор с ведущими журналистами, главными редакторами газет и телевидения.

Эта встреча обозначила новый уровень во взаимоотношениях власти и прессы. Было определенно и утверждено президентом, что важнейшие новости нельзя скрывать от читателей и зрителей под прикрытием разговоров о национальной безопасности. Кеннеди критиковал газету The New York Times, редакция которой знала о планах вторжения на Кубу, но не решилась их опубликовать, отделавшись кратким сообщением на 68 странице под заголовком «Слухи о вторжении».

После этого в американских СМИ сформировались правила как профессиональной этики, так и взаимоотношений власти и прессы. До настоящего времени они неукоснительно соблюдались, теперь Трамп решил их нарушить.

Правда и ложь

Борьба с прессой началась еще во время избирательной кампании, но сполна развернулась именно сейчас.

Что же Трамп предпринимает в ответ на плохое, как он считает, отношение прессы? По радио он не выступает, но зато несколько раз в день пишет в Twitter, где ругает неугодную прессу последними словами. Этого показалось мало, и на брифинг в Белом доме не пустили журналистов CNN, The New York Times, The Los Angeles Times, The Daily Mail, английских BBC и The Guardian, а также сайтов The Hill, BuzzFeed News и Politico.

Дипломатия сделок и мантия Рейгана: какой будет внешняя политика Трампа

Среди допущенных к брифингу оказались представители более консервативных каналов и изданий ABC, CBS, Fox News, сайта Breitbart News, агентства Reuters, газет The Washington Times и The Wall Street Journal.

Журналисты агентства The Associated Press, журналов Time и USA Today решили бойкотировать брифинг в знак протеста против дискриминации своих коллег. Пример достойный подражания для украинских журналистов.

«Медиа фейковых новостей сознательно не говорят правду, — написал в Twitter Трамп в обоснование своей позиции. — Огромная опасность для страны. Провальный The New York Times уже стал шуткой. То же самое с CNN. Печально!».

В другой раз он назвал телеканалы NBC, ABC, CBS и CNN «не моими врагами, а врагами американского народа».

Тут уже что-то напоминает сталинский СССР.

Чего же добился Трамп своими выпадами против СМИ? Нетрудно убедиться, что результат оказался прямо противоположным ожидаемому. Первый объект критики и неприязни нынешнего американского президента среди телеканалов CNN нисколько не потерял в рейтинге. Как сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс, руководитель CNN Джеф Закер опроверг падение рейтингов телекомпании и заявил, что «бренд CNN силен как и раньше»… Опрос показал даже рост репутации канала, превышающий 50% среди опрошенных. В свою очередь агентство AFP сообщает, что после того, как Трамп назвал CNN «поставщиком фейковых новостей», число зрителей этой телекомпании только за одну неделю в январе выросло на 94%.

Газета The New York Times сообщила, что в четвертом квартале 2016 года у ее онлайн-издания появилось 300 тысяч новых подписчиков и рост продолжается.

«Каждый раз, когда он [Трамп] публикует твит, это приводит к дикому росту подписок», — сказал главный редактор газеты Дин Бакет. Он также добавил, что, несмотря на все нападки Трампа, миссия газеты теперь «яснее, чем когда-либо раньше».

_1100TrumpPressa2

Многие американцы сейчас осознают ценность независимой журналистики.

«От своих абонентов мы слышим о том, что существует сильная потребность в фактах и правде, — отметил Дэн Шауб из медиагруппы McClatchy. — Поэтому они обращаются к тем, кого они считают хорошими брендами и достоверными источниками».

Трамп вступил в борьбу с ведущими не только американскими, но и мировыми СМИ. Газету The New York Times, например, читают не только в США, а во всем мире, и никто не подозревает, что изложенные в ней факты недостоверны.

Три цели Трампа

Именно Трамп и его помощники дают все основания считать, что от них исходит неправдивая информация. Американское интернет-издание The Huffington Post приводит весьма длинный список неправдивых высказываний президента Трампа.

Российский компромат на Трампа: когда карточный домик падает прямо на голову

Вспоминая о своей инаугурации, президент рассказывает, что, как только он начал выступать, тотчас прекратился дождь. На самом деле, дождь шел весь день до торжеств и после них. Через три дня пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер сообщил, что «десятки миллионов людей» смотрели инаугурацию онлайн, однако по данным провайдеров их было только 4,6 млн.

Трамп заявлял, что 306 голосов выборщиков, полученных им на выборах, — это рекорд, подобный рекорду Рейгана. Однако известно, что Обама получил 332 голоса в 2012 году.

Это вроде бы мелкие погрешности, но на самом деле видимое отражение тенденции.

Издание приводит слова Трампа, что он предсказал Brexit во время визита в Шотландию за день до голосования. На самом деле он был там на следующий день после подведения результатов.

Неправдой оказались слова президента, что два человека были застрелены в Чикаго во время последнего выступления Обамы. Этого не было — на той встрече вообще не стреляли.

Трамп на официальной странице в Facebook написал, что Кувейт запретил выдачу виз пяти странам с мусульманским большинством. Представители этого государства в Персидском заливе категорически опровергли наличие подобного запрета.

Трамп утверждает, что изначально был против войны в Ираке, однако известно, что в 2002 году он неоднократно высказывался в поддержку решению ввести американских военных в эту страну.

Издание Politico подсчитало, что в среднем Трамп врет каждые 3 мин 15 сек на протяжении почти пяти часов своих ремарок.

Похоже, что, вступив в войну со СМИ, Трамп преследует несколько целей.

Во-первых, следуя примеру Рузвельта, он пытается выстроить коммуникацию с избирателями, не прибегая к помощи прессы. Первый использовал радио, нынешний президент пишет в Twitter и других социальных сетях. Проблема в том, что New Deal — Новый курс довольно быстро стал приносить результаты. У Трампа ситуация совершенно иная. Пока он только разрушает.

Во-вторых, в противоположность известным СМИ, Трамп строит свою медиаимперию. Одновременно для консервативных изданий и телеканалов, в частности для Fox News, создаются условия наибольшего благоприятствования. Параллельно решается задача раскола прессы в отношении к федеральной власти, что должно облегчить третью задачу.

В-третьих. Недружественные СМИ отстраняются от источников получения информации, что должно отразиться на их рейтинге и заставить пойти на сближение с президентом именно на его условиях.

Пока особого успеха Трамп не добился ни на одном из трех направлений. Газета The Washington Post приводит опрос, проведенный Quinnipiac University с 16 по 21 февраля. По мнению респондентов, хотя у людей и остается определенное критическое отношение к СМИ, но они заслуживают большего доверия в плане подачи более «правдивой информации, чем президент США». Даже несмотря на то, что Трамп регулярно обвиняет прессу в распространении «фальшивых новостей». Результаты опроса свидетельствуют, что уровень доверия американцев к СМИ составляет 52%, а к Трампу — только 37%.

Здесь нужно учесть, что в основном нападки Трампа направлены на медиа, близкие либо к демократам, либо занимающие либеральные позиции. Это отражается на предпочтениях читателей и зрителей. Среди тех, кто симпатизирует демократам, 86% доверяют СМИ, а не президенту. У симпатиков республиканской партии все наоборот: 78% верят главе Белого дома, и лишь 13% — журналистам.

В целом рейтинг Трампа постоянно снижается. За месяц на 3%. Сейчас ему доверяют только 43% опрошенных. Насколько сказалась война с прессой на этом показателе, сказать трудно. Тем не менее определенная корреляция присутствует.

В Америке исторически роль СМИ всегда была велика. Как говорили коренные жители страны, Трамп вырыл топор войны с прессой и ничего хорошего ему ждать не следует.

Юрий Райхель