Покинуть пост Гонтарева планирует с 10 мая. Однако ее заявление еще должен подписать президент Петр Порошенко, а после — рассмотреть Верховная Рада.

Politeka узнала, отпустит ли глава государства Валерию Гонтареву, почему она все же решила оставить пост главы НБУ и как ее решение повлияет на банковскую систему страны.

Тарас Загородний, управляющий партнер Национальной антикризисной группы:

Тарас Загородній_блог
— Петр Порошенко с удовольствием оставил бы Валерию Гонтареву во главе Нацбанка. Она его полностью устраивала. Он ее давно знает и может контролировать. Но запахло жареным. Относительно деятельности Гонтаревой и ее команды появились вопросы в НАБУ, СБУ и Генпрокуратуры. Поэтому она просто хочет сбежать.

Валерия Гонтарева причастна к системному разрушению банковской системы Украины. Не было никакой «чистки». Состоялось уничтожение украинских банков с украинским капиталом. Других не трогали, хотя они были не в лучшем состоянии. Пока украинские банки уничтожали, доля российских только возросла.

Гонтареву ждет уголовная ответственность. Но это зависит от того, доведут ли дело до логического конца. Если сейчас всплывут еще и дела по МВФ и окажется, что средства использовались не по назначению, вопросы к ней будут и у ФБР. Поэтому не исключаю, что она скоро может оказаться в Москве.

Андрей Новак, председатель Комитета экономистов Украины:

Новак
— Отставка неэффективного руководителя Нацбанка (которая сделала больше вреда, чем пользы) как минимум на несколько дней — позитивный сигнал для рынка. Возможно, даже приведет к ситуативному укреплению гривны.

Общественно-политическое требование отставки Валерии Гонтаревой было давно. Поскольку усилилось внешнее давление наших доноров, которые выдвинули соответствующее кадровые требования. Доноры давали Украине деньги, но экономические вопросы не решались. Нет стабилизации курса или адекватного рефинансирования банков. Гонтарева просто их «валила» друг за другом.

К сожалению, судя по последней практике, даже когда в Украине открывают уголовные дела и арестовывают — это не приводит к судебному решению с отбыванием наказания. Поэтому, скорее всего, Гонтареву отпустят.

Невозможно спрогнозировать, кто станет следующим главой НБУ. Это может быть прямое указание внешних доноров. Тогда ситуация будет похожей на назначение Натальи Яресько министром финансов. Может прийти совершенно неожиданный человек из внешнего мира.

Другой вариант — президент в очередной раз назначит своего кандидата. Но это маловероятно. Недавно по его представлению не назначили аудитора в НАБУ и председателя Счетной палаты. Для ключевых кадровых решений у Петра Алексеевича уже нет большинства в парламенте.

Владимир Лановой, экс-министр экономики:

Лановой
— Валерия Гонтарева три года управляет банковской кредитно-денежной системой, а положительных изменений нет. Депозиты людям не вернули, процентные ставки очень высокие, кредитов не выдают. Банки не работают. Предприятия в плохом состоянии. Убытки превышают доходы в экономической сфере. Банковская система влияет на всю экономику, но ничего не делается, чтобы это влияние было положительным. К сожалению, нынешнее руководство Нацбанка вне банковской системы проблем не видит.

Украина становится ассоциированным членом Европейского Союза, но нет шагов по использованию опыта ЕС, перехода к его стандартам, нормам урегулирования, критериям. Киев общается только с МВФ, который дает определенные мелкие технические задачи.

Никакой работы по проникновению, объединению, конвергенции с европейскими экономиками, финансами не происходит. Нацбанк не проводил проевропейскую политику, основанную на стабильной денежной системе евро и привязке национальной валюты к ней. Это сделано во всех странах ЕС, корыте не пользуются евро. Украина же к этому не двигалась.

Совершенно непонятно, чем руководствовались Гонтарева и другие руководители государства, когда национализировали Приватбанк. Зачем? Повесили на государство 120 млрд грн. долгов, а руководителей и владельцев банка, которые куда-то дели деньги, отпустили. Украина идет по пути развития частной, предпринимательской, рыночной экономики, а здесь происходит национализация и государственное финансирование. Как может МВФ это поддерживать?

Административные цены в топливно-энергетическом секторе выросли в семь раз. Где был Нацбанк, который бы на это влиял? НБУ должен объяснять, что нельзя этого делать. При таких прыжках тарифов вся ценовая и финансовая системы разрушается. Почему они не включаются в этот процесс?

Если бы у нас был успешный руководитель Нацбанка, а его сняли — возникала бы тревога. В частности, относительно курса гривны. В этой же ситуации, под влиянием отставки Гонтаревой, объективно ничего не изменится. Теперь укрепление или ослабление гривны будет зависеть от следующего руководства НБУ.

Весь мир знает, что украинская валюта передевальвирована. Поэтому политика нового руководства должна быть направлена на восстановление гривны — ее ревальвацию. Возможно, тогда приведем внутренние рынки, уровень потребления и финансовую систему в определенное более или менее продуктивное состояние. Потому что по нынешнему курсу ничего не работает.

Ольга Головка