После трагедии, председатель Одесской обладминистрации Владимир Немировский покинул свой пост. Начальник областной милиции Дмитрий Фучеджи, которого обвиняют в содействии сепаратистам и организации беспорядков, бежал в Приднестровье. В розыск объявлен и экс-начальник Главного управления Госслужбы по чрезвычайным ситуациям в Одесской области Владимира Боделан.

Как Чернобыль обесценил человеческую жизнь и развалил СССР

Расследование трагедии в Одессе продолжается. В процессе задействованы не только силовые структуры, но и общественность и журналисты, которые входят в «Группу 2 мая», созданную для альтернативного расследования. Следствие установило, что массовые беспорядки в Одессе были организованы и специально спланированы. В настоящее время под стражей находятся шесть обвиняемых в «деле 2 мая» — четверо украинцев и двое граждан Российской Федерации. Все они во время столкновений выступали на стороне пророссийских активистов. Однако окончательных результатов следствия нет.

В декабре прошлого года поменялась Коллегия судей Малиновского райсуда Одессы, которая занималась этим делом, поэтому суд решил заново начать его рассмотрение.

Независимые эксперты «Группы 2 мая» отмечают, что нарушен один из принципов справедливого суда — рассмотрение уголовного дела в «разумные сроки». По их статистике, за два года из 100 судебных заседаний по делу только 20 были посвящены изучению доказательств. Остальные сорвали или переносили из-за неявки сторон.

одесса_дом_профсоюзов

Politeka узнала, сколько времени еще продлится следствие, как события того дня повлияли одесситов и какие сейчас настроения в городе.

Небоженко
Виктор Небоженко, директор социологической службы «Украинский барометр»:

— Результаты следствия по «делу 2 мая» отсутствуют, так как многие погибшие — это личности, которых привлекли российские спецслужбы. Часть была из Приднестровья. Люди приехали без документов, поэтому теперь их трудно идентифицировать.

Есть две проблемы — слабые украинские правоохранительные органы и сильное противостояние со стороны России. Сейчас российские спецслужбы, имея прекрасный выход на украинскую правоохранительную систему, используют все возможные средства, чтобы тормозить расследование трагических событий в Одессе. Спецслужбы РФ делают все, чтобы украинские правоохранительные органы не вышли на заказчиков, организаторов и исполнителей. При этом Служба безопасности Украины, как и Генеральная прокуратура, принципиально не умеют работать с политическими событиями. Поэтому расследование будет тянуться еще долго. Как минимум лет десять.

Подавляющее большинство одесситов прекрасно понимают, что любые беспорядки в городе — это крест на курортном сезоне. Одесса оценила, что после Крыма стала сильной компенсацией для украинцев.

Поэтому если российские спецслужбы специально не будут устраивать провокации, сами одесситы уже никуда не выйдут. Для них мир важнее, чем принадлежность к чему-либо – будь то Киев, Вашингтон или даже Москва. Такая своеобразная одесская пассивная поддержка украинской государственности.

Однако Россия с этим не смирилась. Для Российской Федерации Одесса важнее Харькова и Днепра. В Кремле сильно рассчитывали на город. Он был в планах оккупации после Донбасса. Одесса находится очень близко к российскому анклаву — Приднестровью. Поэтому Москве важно соединить Тирасполь и Одессу. Таким образом, удалось бы прорвать европейскую блокаду Приднестровья. Пока Одесса в украинских руках, в любой момент Европа и Украина могут осуществить блокаду Приднестровья и оно исчезнет. Поэтому россияне уделяют много внимания Одессе. Был расчет, что одесситы не любят украинцев, бандеровцев, украинский язык. Но Одесса не хочет превращаться в прифронтовой город. Это настоящий морской порт Украины.

фесенко
Владимир Фесенко, политолог, директор Центра политических исследований «Пента»:

— В «деле 2 мая» политический контекст присутствует не в самом расследовании, а вокруг него. Российская Федерация требует наказать тех, кто якобы сознательно устроил пожар в Доме профсоюзов. Хотя это могло быть только стечение обстоятельств. В столкновениях участвовали представители различных организаций. Есть погибшие с двух сторон. Объективно, надо наказывать виновных также с двух сторон. Но политический контекст влияет на следствие, соответственно, расследование затягивается.

События 2 мая 2014 сильно эмоционально повлияли одесситов. Стали предостережением, что нужно остановиться. Что нельзя ради политических иллюзий, мифов идти на противостояние, в котором гибнут люди.

Но по-настоящему «русский мир» в Одессе остановило сопротивление представителей политических и общественных организаций и действия центральной власти, которая, хоть и с опозданием, но попыталась навести порядок в городе.

Одесса традиционно всегда была разнородным социумом. Там живут люди с разными взглядами, настроениями, этнокультурной и политической идентичностью. Когда это органично сочеталось, Одесса расцветала и дарила шедевры культуры и экономическое развитие. Когда возникали конфликты — все это использовалось. В Одессе есть много сторонников сохранения города в составе Украины, ее европейского пути развития и активных реформ. В то же время, есть немало одесситов, которые настроены консервативно, имеют пророссийские взгляды. Это и способствовало тому, что в одесских органах местного самоуправления есть немало людей, которые голосовали за «Оппозиционный блок», Геннадия Труханова. Поэтому сейчас они и принимают решения, вроде возвращения городским улицам советских названий.

Риски, по дестабилизации ситуации в Одессе есть всегда. Их нельзя недооценивать. Но не стоит и думать, что Одесса в руках пророссийских сил. Накануне очередной годовщины трагических событий 2 мая 2014, пророссийские силы, как и Москва, могут пытаться перейти в контрнаступление. Об этом надо помнить и быть бдительными, чтобы при необходимости дать отпор.

Ольга Головка