В Украине процветает много видов нелегального бизнеса. Эти теневые схемы наносят вред экономике и народу, но годами продолжают существовать. Часто говорят, что теневые cделки действуют под прикрытием полиции и прокуратуры. Отчасти это так. Отчасти потому, что правоохранители на местах лишь закрывают глаза на преступления, тогда как организовывают и финансируют коррупционную цепочку не правоохранители — а заинтересованные руководители предприятий, менеждеры госкомпаний или чиновники. Которые собственно и понимают механизм теневых сделок, создают их.
Поэтому когда после вскрытия очередных скандальных фактов в области нелегального оборота леса, водки, янтаря или угля звучат призывы сместить главу прокуратуры, МВД или СБУ, то становится смешно. Потому что новый силовик конечно сможет поменять рядовых исполнителей на местах, которые закрыли глаза на схемы местных теневиков. Но эффект от этого будет временный — так как пока на местах и при должностях организаторы схем, то контролеров и дальше будут покупать или запугивать. И ситуация с разгулом экономической преступности не улучшится.
Следовательно, интересно посмотреть, что же на уровне отдельно взятого министерства можно сделать, чтобы предотвратить разгул преступных схем. А так же подумать, почему это не делается.
Водка
Много лет в десятках комментариях для прессы эксперты отмечают, что теневой оборот водки в нашей стране достигает 50%. При этом они говорят, что эту водку производят не на самогонных аппаратах в грязных гаражах, а выпускают и разливают на тех же предприятиях, что производят и официальную продукцию.
Многие контролирующие органы ответственны за то, что производится нелегальная водка. И при смене власти, в периоды революций, даже всплывают шокирующие данные сколько составляет оборот водочной мафии в Украине и какие кому она платит взятки.
Опять таки — можно сказать, что правоохранители во всем виноваты, так как не пресекают эту теневую схему. Однако, в силах Министерства аграрной политики эту схему прекратить за неделю. Кажется сделать это достаточно просто — заменить директоров государственных спиртовых заводов, которые отпускают левый спирт. Все. Схема закончилась — оборота нет — не из чего платить взятки полиции и прокуратуре, нечего разливать на линиях водочных компаний в сверхурочные часы.
– Когда его назначили на пост министра, он пригласил меня и сказал: я знаю, ты в этой отрасли работаешь, дай, пожалуйста, предложения (по борьбе с контрафактным спиртом). Конечно, я 20 лет в рынке. Мы знаем всех, кто, чем занимается, кто, чем дышит, кто делает только левое, кто только честно делает свой бизнес. Кто иногда там, иногда там. Разные есть производители. И я, собственно говоря, и дал картину. Я предполагаю, что он «обилетил» «левых» производителей. То есть я отдал документы, после этого страну залили дешевым спиртом и он появился именно у тех людей, по которым министр просил информацию и о которых все знают. «Обилетил» ли он их? Не знаю. Берут ли они левый спирт у «Укрспирта»? Берут. Кто руководит этим процессом, Кутовой лично или его люди? Не знаю. Но левого спирта достаточно. Два варианта: или он коррупционер или лузер, который не может решить задачу, которая решается два часа — так прокомментировал ситуацию в водочной отрасли в своем недавнем интервью «Украинской Правде» известный на рынке бизнесмен Евгений Черняк.
Таким образом, у главы аграрного ведомства Тараса Кутового есть все возможности обрубить цепочку многомиллионных злоупотреблений. Но он этого уже который год не делает.
Лес
Похожая на водку ситуация сложилась и с лесами. Активисты, журналисты, граждане — ловят на дорогах машины, перекрывают путь поездам с лесом. Обвиняют бездействующих правоохранителей в том, что они не ловят нелегальных лесорубов. Телевидение показывает ужасные картины масштабных вырубок.
Звучат призывы создавать экологические блок-посты, блокировать перевозку леса, выгнать с работы всех правоохранителей причастных к крышеванию диких лесорубов.
Однако, это ли ключ к решению проблемы? Если отойти от эмоций и грязных лесовозов с ворованными бревнами и подумать, то можно понять, что подавляющее большинство украинских лесов находится в подчинении государственных лесхозов. Директора этих лесхозов назначаются Министерством аграрной политики.
То есть министр Тарас Кутовой опять таки за неделю может поменять всех причастных к диким вырубкам директоров лесхозов. И все — теневой цепочки вырубки не станет. Лесорубам не из чего будет платить правоохранителям взятки и нечего будет возить по дорогам, если государственные лесники не укажут им новые делянки для вырубки. Н оправдают уничтожение леса какими-то сомнительными бумагами.
Сменить виновных в нелегальных вырубках директоров лесхозов Тарас Кутовой может за неделю. Но он годами этого не делает.
Подсолнечник
Уже 20 лет как украинские агрохозяйства массово нарушают правила севооборота земель. Как можно чаще выращивая подсолнечник на одних и тех же полях они получают сверхприбыли и уничтожают плодородие почв.
При этом еще с советских времен в каждой обл- и райадминистрации сидит заместитель главы, курирующий сельское хозяйство. Этот человек фактически подчинен Минагрополитики и занимается на местности внедрением решений киевских агрочиновников. Благодаря админресурсу обл- и райадминистраций власть этого заместителя главы над местными аграриями более чем значительна.
Выделение земли, прокладка коммуникаций, проезд дорогами для большегрузов, тысячи разрешительных документов — весь этот потенциал власти может предотвратить любые нежелательные действия агропроизводителей. Но так не происходит.
Аграрии иногда через год засевают поля подсолнечником. Об этом нарушении местные агрочиновники знают. Но почему-то не предпринимают серьезных усилий, чтобы предотвратить нарушение. Хотя по разным данным, нарушение севооборота фиксируется в более чем половине хозяйств. Возможно, причина в высокой доходности подсолнечника?
Опять таки, глава Минагрополитики Тарас Кутовой об этой ситуации знает не один год. И исправить ее может, через подчиненных людей на местах, в любой момент. Но он почему-то так не делает.
А еще есть рыба и рыбные порты, ресурсы и земли водного хозяйства Украины, племенные хозяйства и земли запаса, пищевая промышленность и фитосанитарная сфера. И в каждом из этих секторов ответственности Минагрополитики годами сохраняется та же ситуация, что и в перечисленных трех — вся структура огромного теневого рынка и теневого оборота, целая пирамида взяток держатся на совершенно определенных единичных руководителях, которых Минагрополитики и министр могут сменить за неделю. Но чиновник этого не делает.
Поэтому стоит ли удивляться тому, что телеканал «Канал 24» разместил Тараса Кутового 2016 году в первой десятке самых богатых госчиновников нашей страны.
Евгений Кругляк, для kp.ua