Попередники
Пятый президент Украины стал победителем с лозунгом «Жить по-новому». На это можно было рассчитывать, сравнивая его биографию с резюме его предшественников.
Новая избирательная система: бег на местеЛеонид Кравчук и Леонид Кучма готовились возглавить демократическую республику Украина в условиях построения коммунизма. Леонид Кучма строил карьеру по партийной линии. Леонид Кучма – по производственной. Они – представители двух советских архетипов: «политрук» и «красный директор», которым важно было заложить фундамент для нового государства.
Виктор Ющенко был больше финансистом, нежели государственником. Виктор Янукович был избран с характеристикой «крепкий хозяйственник». За плечами у каждого из них не было такой впечатляющей череды должностей в госаппарате.
Бэкграунд Петра Порошенко совсем иной. Как это было принято говорить в СССР, начало его трудовой деятельности практически совпало с обретением Украиной независимости. Семь лет бизнес-активности принесли ему успех и богатство. Но для президента важен другой опыт. С 1998 года Петр Порошенко начал политическую карьеру в качестве нардепа-мажоритарщика. Потом был секретарем Совета по нацбезопасности и обороне, министром иностранных дел, министром экономического развития и торговли. На этих должностях долго не задерживался. Но все же это была не старая школа политподготовки, а обстоятельная работа в постсоветской системе.
Доработал и недоработал
Прошлое Петра Порошенко оправдывало его лозунг. Он был справедлив и исходя из его предвыборной программы. В ней деликатно не были упомянуты сроки выполнения обещаний, но некоторые задачи значились, как «первоочередные», «неотложные» и «приоритетные». К ним Петр Порошенко отнес:
— Досрочные выборы в Раду. Они прошли осенью 2014 года;
— Внесение законопроекта о парламентской оппозиции. Президент его так и не подал, ВР рассматривала законопроекты авторства нардепов, но не приняла их;
— Люстрация судебных, правоохранительных, налоговых и таможенных органов. Закон принят, реестр люстрированных чиновников составлен, но теперь есть вопросы по их недопущению к власти, а также провалена имущественная люстрация;
— Публичный контроль за назначением и деятельностью судей и создание системы их автономного функционирования. Изменения в Конституцию и профильные законы приняты, вступили в силу, но реформа еще не завершена.
Меньше рабочих дней и больше дебатов: как перестроят работу РадыК спорным планам можно отнести самую, пожалуй, обсуждаемую в течение последних трех лет – о длительности проведения АТО.
«Я поддерживаю ее продолжение, но требую изменения ее формата, – заявил Петр Порошенко еще до подведения итогов выборов. – Она должна быть более короткой и эффективной. Антитеррористическая операция не может и не должна продолжаться месяцами, она должна проходить за часы».
Но, поскольку в программе обещания нет, формально нельзя отнести его к президентским провалам. Однако осадок у общества остался.
Среди недоработок:
— Изменение избирательной системы. Президент обещал выборы в ВР на пропорциональной основе по открытым спискам, но законодательство осталось прежним;
— Избрание мэров в два тура возможно не во всех городах, а только с населением более 90 тыс.;
— Сокращение количества налогов, размеров ставок, перекрытие офшоров. Часть сокращения прошла, но доля теневой экономики не сократилась, офшоры по-прежнему востребованы и система налогообложения не стала легкой и понятной, но рост Украины в рейтинге Doing Business со 150 до 80 позиции дает некоторые надежды.
Зато президент, как и обещал, не претендовал на расширение полномочий. Впрочем, после парламентских выборов-2014 у него не было в этом необходимости. Его «Блок» получил наибольшую электоральную поддержку, коалиция, существование которой можно бесконечно оспаривать, основана на пропрезидентской политсиле. Часть министров работает по квоте БПП. Генпрокурор, глава НБУ – люди президента, МИД и Минобороны оставались за гарантом по Конституции.
Среди достижений – безвиз, бюджетная децентрализация, подписание закона о прозрачности собственности СМИ, увеличение расходов на оборонку, подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, что, между прочем, было предопределено еще до президентства Порошенко.
«Самое худшее, что уровень коррупции возрос в два раза, по сравнению с президентством Виктора Ющенко и Виктора Януковича, — дает оценку трем годам Порошенко политолог Виктор Небоженко. – Президент Порошенко «убил» две мощные ценности любой политической культуры. Первая – народная солидарность. Когда люди не тянутся друг к другу, невозможна мобилизация, идут подозрения и конфликты. А на первой стадии войны солидарность играла колоссальную роль в обществе. Вторая – ценность новизны. Теперь любой молодой, романтичный, честный политик, который скажет «теперь мы будем жить по-новому», вызовет в памяти Порошенко».
Подготовка к новым выборам
Впрочем, к третьей годовщине своего президентства Петр Порошенко приготовил электорату букет жестких, достойных военного времени инициатив, которые могут скрасить неудачи: легализация торговой блокады с оккупированными территориями, запрет российских соцсетей и долгий список санкций против юридических и физических лиц, связанных с агрессором.
Безвиз уже наш: что получили украинцыКатегоричность Порошенко можно связать с намерением баллотироваться на второй срок. Но подготовка к новой кампании едва ли приурочена к третьей годовщине на посту — стратегические советники президента собирались по этому поводу еще в прошлом году. Недаром Игорь Грынив, известный политтехнолог, сначала возглавил пропрезидентскую фракцию (это было еще год назад), а в апреле занял должность советника президента. В любом случае амбиции Порошенко логичны – в Украине не было президентов, которые отказывались бы второй раз попытать счастья на посту.
Руководитель центра социологических исследований Active Group Андрей Еременко уточняет – активность президента скорее связана с недавними встречами, которые провел президент США Дональд Трамп. Он переговорил с главой украинского МИДа Павлом Климкиным и министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.
«После этого проходит пара недель, и у нас в стране начинается огромное движение в связи с тем, что было обещано уже давно, — говорит эксперт. — Очень похоже, что там договорились. До чего – сложно сказать. Но, по косвенным данным, я делаю вывод, что там сказали: «Вы хотите, чтобы мы накладывали на Россию санкции? Начните с себя». В ответ там согласились сделать нечто».
К уступкам Штатов можно отнести $560 млн помощи Украине, выделение которых в начале мая одобрил Трамп. Андрей Еременко полагает, что возможно и расширение санкций против России.
«В списке (подписанном Петром Порошенко, — ред.) около 460 предприятий и больше 1200 физлиц, — уточняет он. — По факту речь идет о секторальных санкциях. Если почитать список, то видно, что запрещена деятельность огромного количества банков, авиакомпаний, массы медийных проектов, организаций, фондов. Я думаю, что это подготовка к секторальным санкциям в целом ряде других стран».
Кроме того, санкционный список дает возможность зачистить поле для украинских бизнес-интересов. Среди прочего, дает почву для маневра украинскому аналогу 1С, бьет по рекламным заработкам соцсетей и «Яндекса». То есть санкции, одобренные президентом, – сочетание приятного с полезным. Тем более, что они позволяют изменить электоральный расклад.
«У Порошенко есть от 5% до 15% поддержки, — говорит социолог. — Их президент не потеряет. Есть колеблющиеся, которые после санкций получили ряд неудобств. Они пока что от президента отвернутся. Но если у нас будет экономический рост, а с вероятностью 99% он у нас будет, они могут вернуться. Есть категорические противники президента, которые и не стали бы никогда его сторонниками. Тяжелее всего группам, которые за войну до конца. Им нечего сказать – Порошенко сделал все то, чего они требовали».
Виктор Небоженко считает, что, несмотря на низкие рейтинги, у президента есть надежда остаться на второй срок.
«Ему нужно спешить. Он обязательно должен идти на второй срок, потому что любой следующий президент начнет подтверждать свой рейтинг за счет преследований предыдущего, — говорит политолог. – Порошенко очень честолюбивый человек, который считает, что Украине с ним повезло. Он может играть на административном ресурсе. У него под контролем пять областных территориальных комиссий. Плюс – уничтожение политических противников. Все, кто могут составить ему конкуренцию, будут принижаться. Кроме того, есть давняя традиция – выставить слабого кандидата. Так что на данный момент у него есть все шансы выиграть».
Анна Гончаренко