30 мая в переулке Рыльском на окнах дома номер пять молодые юноши и девушки спортивного вида наклеивали небольшие плакаты, на которых совершенно серьезно было написано, что это здание захватил не кто иной, как сам бывший премьер-министр Арсений Яценюк. А если точнее, то бывший глава правительства якобы покусился на святая-святых – фитнес-клуб. Он называется «Софийский», и здесь подкачивали мышцы и принимали водные процедуры весьма состоятельные и влиятельные персоны города. С 25 мая клуб закрыт.
Но причина в банальной афере владелицы клуба Ирине Рябченко и ее семьи, взявшей кредит в банке под залог помещений клуба и не вернувшей его. Новый покупатель ушедшей под залог недвижимости пять месяцев не мог попасть на свою же территорию, потому что на требование выплатить Рябченко 5 млн грн в виде отступных вежливо отказался.
Компания ДП «Фирма «Дайленко», принадлежащая Рябченко, в 2008 году взяла ипотечный кредит в Swedbank в размере $15 млн. Кредитный договор подписал директор компании и по совместительству муж Рябченко. Он же подписал и Ипотечный договор, но от имени уже другой семейной компании – кипрской Efenes Properties Ltd.
Затем банк был продан другому банку и получил название «Омега», которого уже тоже нет. Кредит истекал в июле 2015 года, и за все 7 лет Рябченко вернула банку лишь $230 тыс. Перед ликвидацией банк продал право требования части долга финансовой компании «Скиллинг», которая, приведя в порядок документы нового актива, 30 декабря 2016 года продала его компании «БФ Групп», дав гарантии, что в этой недвижимости нет интересов третьих лиц, в том числе – арендаторов, поскольку ни с кем договоров аренды она не заключала. Зная об этом, «БФ Групп» оставалось в качестве нового владельца попросить освободить помещения «Софийский», который упрямился выезду, забросав суды исками о недействительности кредитного договора и ипотеки.
С 25 мая клуб «Софийский» закрыт
Директор «БФ Групп» Юрий Грищенко показывает документы Департамента культуры Киева (здание номер 5 в переулке Рыльском является культурной ценностью), который также подтвердил, что на момент сделки эти помещения никто не арендовал.
В январе 2017 года, когда сотрудникам «БФ Групп» представители «Софийского» мешали войти в помещения, выяснилось, что клуб подал иск в хозяйственный суд и предоставил суду договора аренды между «Софийским», как арендатором, и Efenes Properties Ltd., как арендодателем. Документы были датированы 21 сентября 2016 года.
На основании этих договоров, заключенных без права на прекращение по инициативе одной из сторон даже в случае неуплаты аренды в течение всего периода аренды (почти 3 года!), суд запретил «БФ Групп» входить в его же помещения. Но юристы «БФ Групп» сделали запрос на Кипр, и выяснили, что со стороны арендодателя договора подписал гражданин Кипра Андис Скордис. В реестре кипрских компаний значится, что Скордис был директором Efenes лишь до мая 2015 года, то есть к моменту заключения договоров он уже больше года не имел на это прав, и в официальной переписке он подтвердил, что не знает, о каких договорах идет речь. И тогда суд пересмотрел свое решение в пользу «БФ Групп» ввиду сомнительности аренды.
«Кроме того, в этих фиктивных договорах также указано, что цена аренды составляет 5 евро за квадратный метр недвижимости в центре Киева!», — сказал Грищенко.
14 февраля 2017 года директором кипрской компании Efenes стала Ирина Рябченко, что стало свидетельством того, что она или ее близкие, являются собственником кипрского арендодателя. Также известно, что ДП «Фирма «Дайленко», взявшая в банке кредит и не вернувшая его, на 100% принадлежит Efenes, а директор в ДП – тоже Рябченко. То есть она фактически сама себе сдала в аренду не принадлежащее ей имущество.
Еще раньше, в 2014 году, чтобы не возвращать кредит банку, за год до погашения кредита, ДП «Дайленко» приняло решение о самоликвидации и начала процедуру банкротства. ООО «Компания «Софийский», с которой заключены договора аренды, также на 100% принадлежит Рябченко, а директором в ней значится дочь Рябченко — тоже Ирина.
После того как суд признал аренду фиктивной, «БФ Групп» обратилась в полицию и ГПУ, которые возбудили уголовные производства по этому факту. Сам истец признан потерпевшей стороной. Кроме того, суд постановил истребовать недвижимое имущество в пользу истца, то есть в пользу «БФ Групп», выселить «Софийский» из помещений и взыскать с клуба судебные издержки в общей сумме 240 тыс. грн.
Рябченко подала апелляцию, но уплатила 1600 грн, попросив необоснованную никакими документами отсрочку. Суд может согласиться на поэтапную оплату, но по закону не обязан этого делать, и уличил Рябченко в предоставлении недостоверной информации о счетах. Поскольку к тому моменту срок на апелляцию истек, 25 мая, исполнительная служба открыла производство с привлечением полиции для безопасности, исполнители пришли на объект. На имущество был наложен арест до погашения долгов по судебным издержкам.
Замминистра юстиции Украины по вопросам исполнительной службы Сергей Шкляр подтверждает, что в Минюсте было открыто исполнительное производство по «Софийскому» и что процесс происходит в рамках правового поля. «К сожалению, должники часто не хотят выполнять решения судов и возвращать долги, а потому пытаются затянуть процесс. Этот случай не является уникальным», — сказал Шкляр.
Дмитрий Полищук, директор департамента Исполнительной службы, сообщил, что его ведомство по решению суда получило три приказа: выселить «Софийский», истребовать помещения в пользу «БФ Групп» и взыскать в ее пользу 240 тыс. грн. При этом он уточнил, что после фактического выполнения решения 29 мая апелляционный суд все же возобновил срок подачи апелляции (поскольку Рябченко улучшила свое финансовое положение и все таки уплатила в казну причитающийся сбор за апелляционную жалобу), так что если Рябченко им воспользуется, то Исполнительная служба в определенный законом срок снимет арест с имущества и передаст его владельцу. «В случае если «Софийский» попытается уклониться от уплаты судебных сборов, мы знаем обо всех банковских счетах и сможем удержать деньги», — заверил Полищук.
По факту «БФ Групп» признана Высшим хозяйственным судом законным владельцем и приняла на ответственное хранение движимое имущество, находящееся внутри помещений. Грищенко гарантирует, что его компания вернет все в целости и сохранности, и, кроме того, готова компенсировать сотрудникам «Софийского» долги по зарплате в качестве жеста доброй воли. А пока ситуация законсервирована, и так будет до тех пор, пока арест с этого имущества не будет снят, а снят он будет тогда, когда Рябченко уплатит судебные издержки. Но она не собирается этого делать, как не возвращала в свое время долги банку.
Суммарно долги Рябченко по кредитам на данный момент составляют $20 млн с учетом процентов и пени. Эта афера с кредитами – одна из многих, которые стали причиной банкротства множества украинских банков. Банки, к слову, тоже несут ответственность за выдачу займов недобросовестным заемщикам. Все это вместе и послужило причиной банковского кризиса и последовавшей за этим национализации нескольких банков государством. Махинации с деньгами вкладчиков положили начало громким уголовным расследованиям. В конечном счете за все грехи банкиров и заемщиков, типа Рябченко, сейчас расплачиваются украинские налогоплательщики.