Для полной ратификации Соглашения осталось еще несколько технических шагов. Теперь правительство Нидерландов должно передать его на подпись своему монарху, а затем — в Совет Евросоюза.

Нидерланды были единственной страной в ЕС, которая до сих пор не ратифицировала Соглашение, поскольку против этого высказались граждане на референдуме в апреле прошлого года. Несмотря на то, что референдум носил консультационный характер, а явка составила 32,2%, правительство страны все же решило не игнорировать его результаты и вернуло вопрос о ратификации в парламент. Еще год назад процесс принятия Соглашения казался приостановленным на неопределенный срок. Стопроцентных гарантий, что Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС ратифицируют, никто не давал.

Politeka узнала, что дает Украине полное вступление в силу Соглашения об ассоциации с ЕС и за счет чего удалось переломить ситуацию с провальным для нас нидерландским референдумом.

Сергей Таран, председатель правления Центра социологических и политологических исследований «Социовымир», директор Международного института демократий:

— Значение Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом стратегическое. Его ратификация не значит, что что-то получим в материальных ценностях прямо сегодня. Нет. Она открывает перед Украиной значительную перспективу во всех сферах. Ратификация Соглашения означает, что Украина является частью европейской цивилизации. А значит, развитие экономики, политики и культуры должно быть общим. Также это дает Украине понимание, куда движемся и какой наш геополитический выбор. Ведь с 1991 года мы этот выбор никак не могли сделать. Все время обсуждали, куда должны двигаться — на Восток или на Запад. Сейчас определились. Это дает четкий вектор для украинской политики.

Ратификация Соглашения об ассоциации Нидерландами — вопрос, который касается не только Украины. Все страны ЕС приняли ассоциацию, и тут одна страна на референдуме, где явка составила 32%, не согласилась. Если бы решение заблокировали из-за позиции Нидерландов — это стало бы началом серьезного системного, институционального кризиса в Евросоюзе. Тогда вообще было бы непонятно, что делать дальше. Европейские политические элиты осознавали опасность того, если Украину не признают государством, у которого есть ассоциация с ЕС. Это и стало основой решения политических элит Нидерландов, несмотря на известный референдум, все же ратифицировать Соглашение.

Огризко Володимир
Владимир Огрызко, экс-министр иностранных дел Украины:

— Соглашение об ассоциации с ЕС — это домашнее задание для Украины, расписанное на несколько лет. Выполнив его, мы превратим Украину в цивилизованное европейское государство и создадим предпосылки, чтобы эта новая Украина могла реально претендовать на вступление в Евросоюз.

Соглашение дает Украине шанс вплотную приблизиться к стандартам по которым живет Евросоюз. Его выполнение фактически будет значить, что мы достигли Копенгагенских критериев членства в Европейском Союзе. Имея солидный экономический, политический и социальный бэкграунд, мы сможем это сделать за короткий период времени.

С практической точки зрения, Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС действует уже два года. Поэтому его ратификация – это, конечно, важный формальный шаг, но важнее не формальности, а практическая работа Украины, которая позволила бы максимально быстро выполнить все зафиксированные там положение. Два года уже прошло. С остальными задачами можем справиться за 7-8 лет. Задача для Украины на ближайшее будущее — стать страной, которая использует в своей жизни правила и стандарты ЕС. В этом и заключается смысл Соглашения.

К сожалению, на пути к его ратификации Украиной стала жертвой всплеска общеевропейского популизма. Но, объединив усилия западной дипломатии и украинских политических руководителей, все же удалось найти формулу, которая устроила все стороны. Это действительно победа здравого смысла. Последние формальности сняты.

Евгений Магда
Евгений Магда, политический эксперт:

— Соглашение об ассоциации — это указатель для Украины, как должны двигаться в Европейский Союз. Нужно понимать, что процесс интеграции крупнейшего в мире объединения прав, свобод и возможностей, коим является ЕС, и крупнейшей в Европе страны и по территории, и по населению, не простой и не одномоментный. Многие скажут, что Соглашение об ассоциации действовало и так. Оно действовало. Но это было политическое решение, а теперь получили юридический факт. Подписание Соглашения позволяет Украине совместно с Евросоюзом двигаться вперед к европейской интеграции.

Следующим шагом должна стать борьба Украины за признание ее европейской принадлежности. Когда Евросоюз официально признает европейскую принадлежность страны, даже если она, как Украина, находится в центре Европы, это значит, что он признает ее право на дальнейшее вступление в ЕС. Это будет не в один момент и не в течение нескольких месяцев, но за эту амбициозную цель надо бороться. Теперь от Украины зависит, как будет воплощать Соглашение в жизнь совместными усилиями. Это довольно серьезная и масштабная работа.

Для Нидерландов ратификация Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом — свидетельство их принадлежности к европейской идентичности, преданности европейским идеалам. Задача политиков не идти за избирателями, а наоборот, указывать им путь. Недавно состоялись выборы в нижнюю палату нидерландского парламента. Партия нынешнего премьера Марка Рютте получила большинство. Соответственно, и контроль над парламентом. К тому же Сенат Нидерландов традиционно более умеренный, взвешенный, спокойный, чем нижняя палата. Результаты голосования за ратификацию Соглашения об ассоциации стали тому подтверждением.

Ольга Головка