Сразу же после победы на президентских выборах образца 2014 года Петр Порошенко начал системную деолигархизацию страны, делая жизнь особо крупного капитала в Украине максимально некомфортной. Фирташ, Ахметов, Коломойский, Пинчук, Новинский и целый ряд персонажей помельче за последние три года значительно просели в своих финансовых возможностях.

Санкции для избранных: почему Альфа-Банк оказался за бортом

На текущем этапе такая политика всецело одобряется на Западе, который ожидает «зачищенного поля» для захода в Украину транснациональных корпораций (ТНК). Впрочем, в недалеком будущем у представителей ТНК уже возникнет прямой конфликт с «последним олигархом» Украины – самим Петром Алексеевичем, которого тоже будут пытаться подвинуть. Но это вопрос все же пусть и не очень отдаленного, но будущего.

А вот самому Порошенко деолигархизация Украины нужна по вполне предметным конъюнктурным соображениям. Именно таким образом он лишает возможности финансирования политических оппонентов. Ресурсная база сосредоточена вокруг Порошенко, и это существенно увеличивает его шансы на переизбрание в 2019 году.

Однако, зачистив внутренние потенциальные источники финансирования оппозиционных политпроектов, команда Порошенко не учла внешнего фактора «мягкого вмешательства». И один из основных таких факторов влияния на внутреннюю политику Украины – практически бездонный Альфа-Банк, бенефициары которого тесно связаны с Владимиром Путиным.

Американо-английские проекты

Одна из причин стремительного взлета «Альфа-групп» заключается в правильном определении «базовых партнеров» на международной арене. Фридман и Ко практически никогда не отмывают деньги на коротких схемах. В самом начале 90-х, когда «альфовцы» засветились в транзите наркотиков из Китая, что по итогу стоило солидных откупных на уровне федерального центра, команда Фридмана больше не попадалась на мелочевке. Главный принцип «Альфа-групп» – максимальная международная легализация – и по сей день остается краеугольным камнем всей этой команды.

Именно поэтому Альфа-Банк отдельно юридически прописан и в Украине, и в Беларуси, и в Казахстане. И именно поэтому головные офисы банка расположены в Люксембурге, Голландии и Британии. И именно поэтому основная четверка «альфовцев» – Фридман, Хан, Авен и Кузьмичев имеют «про запас» израильское гражданство, а также вид на жительство в Швейцарии, Великобритании и США. Максимальный космополитизм с минимальными юридическими корнями в России. Алиби 100-процентное.

Характерно, что тесные контакты с американцами «альфовцы» прочно наладили еще в середине 90-х. Именно тогда на встречу с Петром Авеном – в то время именно он числился президентом Альфа-Банка – приехал в Москву экс-замминистра финансов США, а на тот момент вице-президент CS First Boston (CSFB) Дэвид Малфорд. Сразу же после этой встречи в управление тогда еще безвестного банка были введены американские менеджеры, в частности из CSFB в Альфа-Банк перешел работать инвестбанкир Алекс Кнастер. Персонаж интересный, в функции которого, помимо прочего, входила аккумуляция финансов на политические проекты. Уже в следующем году Авен и Фридман вошли в круг «семибанкирщины», обеспечившей победу Бориса Ельцина на президентских выборах.

Именно с этого момента Альфа-Банк стал главным теневым расчетно-кассовым центром в политико-финансовых операциях Кремля. В конце 90-х таким же образом «альфовцы» зашли на британский финансовый рынок. Через свой десант, делегированный в правительство РФ – Суркова, Абрамова и Попова – Альфа-Банк выигрывает приватизационный конкурс по Тюменской нефтяной компании (ТНК), а затем происходит сливание одной из крупнейших российских «нефтянок» с British Petroleum (BP). Переговоры с президентом ВР лордом Джоном Брауном проводил как раз Кнастер, а Михаил Фридман именно после образования англо-российской ТНК-ВР стал обитать в основном в Лондоне. А уже накануне аннексии Крыма Кнастер провел успешные переговоры по слиянию ТНК-ВР с «Роснефтью». В результате третья по объемам нефтяная компания РФ снова перешла под полный контроль Кремля с легализованными выходами на западные финансовые рынки.

Функции Альфа-Банка в этих операциях – работа с «проблемными долгами». Это и рейдерство в «Югранефть», и создание нефтетрейдинговой компании Crown Resources, работавшей в обход санкций ООН напрямую с покойным Саддамом Хусейном, и уход от 200-миллионной компенсации за экологическую катастрофу с танкером «Престиж», затонувшим у берегов Испании. Характерно также, что «альфовцы» светятся во всех проблемных регионах планеты, куда чистые инвесторы рискуют заходить. Куба, Венесуэла, Нигерия, Камерун, Иран – конкретно за эти регионы отвечает Алексей Кузьмичев, контролирующий 18% Альфа-Банка.

Интересен еще один момент. Роль «Альфа-групп» в победе Дональда Трампа на президентских выборах. В июне 2016 года Дональд Трамп нанял компанию Cambridge Analytica, занимающуюся психологическим таргетированием в соцсетях. Проще говоря, специалисты из этой компании определяют личностный портрет потенциального избирателя через его активность в «Фейсбуке», а затем под него индивидуально прописывают политические месседжи своего кандидата. Для примера, в том же 2016 году услугами этой компании пользовался Найджел Фарадж, сумевший буквально «на пятачке» воплотить в реальность Brexit. Итоги избирательной кампании в США сейчас также известны. И вновь здесь засветилась компания Cambridge Analytica.

А теперь самое интересное. Эту компанию для Трампа нанял миллиардер Роберт Мерсер, а Cambridge Analytica, в свою очередь, входит в британский концерн SCL Group. Последним владеют все тот же Мерсер и Михаил Фридман через свою «Альфа-групп». В результате можно проследить очевидную связку: Трамп – Мерсер – SCL Group – «Альфа-групп» – Кремль. И теперь директор компании Cambridge Analytica Александр Никс числится старшим информационным стратегом в команде Трампа. А дочь Мерсера – Роберта Мерсер – числится вместе со Стивом Бэнноном в кругу приближенных к телу президента США. Функции же Фридмана остаются теневыми. Через Альфа-Банк он выкупает компромат на Трампа и максимально вуалирует связи президента США с российскими дипломатическими и финансовыми кругами.

Украинская экспансия

В Украине у «Альфа-групп» масштабы деятельности на порядок менее заметны, но связано это именно с токсичностью самой «российской темы» в стране. Альфа-Банк в Украине в публичной сфере ведет себя демонстративно проукраински. Михаил Фридман в редких интервью каждый раз подчеркивает свое львовское происхождение, а его коллега – Герман Хан – также при каждом случае упоминает, что родился в Киеве. Одновременно «альфовцы» продавливают тему, что с Путиным у них уже побиты горшки, а после посадки Ходорковского Фридман и вовсе перебрался на ПМЖ в Лондон.

А параллельно «Альфа-групп» все больше закрепляется на финансовом рынке Украины. Купили за бесценок активы банка «Форум», кинув попутно вкладчиков банка-банкрота на 3 млрд. грн. Получили также согласие от НБУ на поглощение Юниткредитбанка, но сделка пока что не оформлена. Зато легко удалось поглотить крупный Укрсоцбанк, который по активам превышал филиал украинского Альфа-Банка. Также «альфовцы» регулярно получают рефинанс от Гонтаревой, а сама глава НБУ систематически повторяет, что Альфа-Банк «не является российским». И этот «не российский банк» регулярно получает миллиардные вливания от Нацбанка. Наверное, «просто так».

А вот в украинскую политику «Альфа-групп» демонстративно пытается не вмешиваться. Аккуратно подкармливает Вакарчука и Садового, представители «альфовцев» провели несколько встреч с Саакашвили. Ну и, конечно, демонстрируется тотальная лояльность Петру Алексеевичу. Но этот штиль объясняется просто. В Кремле еще не решили с преемником Порошенко, более того, вполне допустимо, что нынешний президент их даже устраивает. Пока что «Альфа-групп» наращивает свое тотальное доминирование на финансовом рынке Украины. И как только будет получен сигнал о поддержке согласованной кандидатуры, можно быть уверенным, что у Альфа-Банка будет ресурс провести любой сложности финансово-избирательную кампанию в Украине. Под надзором Кремля.

Продолжение следует…