В украинском Министерстве иностранных дел конкретную дату не называют, но там подтвердили, что к встрече лидеров готовятся и рассчитывают на нее в преддверии саммита G20, который состоится в начале июля.

Politeka узнала, какие главные темы могут стоять на повестке дня, почему Трамп решил встретиться с украинским президентом накануне саммита G20 и каких результатов нам ожидать.

Андрей Еременко, основатель социологической компании Active Group:

— Есть 80% гарантии, что встреча Петра Порошенко с Дональдом Трампом в ближайшее время все же состоится. Они будут обсуждать Донбасс, Крым и Россию. Об этом свидетельствует то, что в США приняли новый закон о санкциях против РФ и встреча с Порошенко фактически синхронизирована со встречей Трампа с Владимиром Путиным, которая должна состояться во время саммита G20.

Не обойдут президенты и вопросы внутренних реформ в Украине. Американцы дают много денег фактически только на одно направление — прогнозируемость украинской власти. Хоть какая-то. Это борьба с коррупцией, отчеты депутатов, анализ предвыборных кампаний. Соединенным Штатам нужно место для инвестиций. Инвестировать же в Украину они будут только тогда, когда смогут хоть приблизительно спрогнозировать чем это закончится.

Производной от реформ будет также тема политических изменений. Речь идет даже не о должностях, а о работе институтов. Возможно, еще будут обсуждать выборы, потому что у нас сейчас много предвыборных кампаний.

Трампу встреча с Порошенко нужна из-за внутриполитической ситуации в США. Он пытается показать, что он и Путин не друзья. И говорить на саммите G20 с российским президентом сможет только в контексте Украины. Поэтому хочет разобраться в ситуации.

Виталий Бала

Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций:

— Первая встреча президентов Украины и США будет своеобразной ознакомительной диагностикой, которая в дальнейшем задаст положительный или отрицательный тренд. От нее будет зависеть, поддержит Трамп Украину во время президентства или займет нейтральную позицию. От того, какой будет нота встречи, также зависит, подпишет ли Трамп законопроект, который принял Конгресс, о новых санкциях против Российской Федерации.

Главная тема встречи – агрессия России против Украины. В частности, каким образом принудить Кремль к миру, а не к перемирию, которое предусмотрено Минскими соглашениями. Вопрос нужно ставить шире, говорить о мире с РФ в контексте системы коллективной безопасности не только в Европе. Порошенко должен предложить такое разрешение войны, чтобы интересы Украины как минимум совпадали, а еще лучше — были согласованы с интересами США. Только в этом случае можно рассчитывать на поддержку Штатов.

Украина — важный геополитический центр мира. Здесь идет война. Европейская безопасность была нарушена из-за агрессии России против Украины. В результате аннексии Крыма было нарушено и международное право. США заинтересованы, чтобы ситуация не вышла за пределы нынешнего региона и не переросла в серьезные противостояния. Трампу нужно понимать позицию Украины и наши аргументы, чтобы во время встречи с Путиным знать, как в дальнейшем выстраивать отношения с Кремлем.

БелоколосОлег
Олег Белоколос, эксперт по вопросам внешней политики и политики безопасности Майдана иностранных дел:

— В Белом доме информацию о визите Петра Порошенко еще не подтвердили. Есть информация, что в Вашингтон в конце июня прилетает президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин. Опубликовали перечень вопросов, которые будут обсуждаться. А вот то, что нет сообщения о приезде украинского президента, по меньшей мере свидетельствует о том, что готовят визит в спешке. Когда контакты такого уровня проходят без хотя бы официального пресс-релиза, это несколько настораживает. Чем меньше оснований для сомнений и подозрений, тем лучше для всех.

Сейчас не вижу, чтобы администрация Дональда Трампа хотя бы по отдельным направлениям своей внешнеполитической деятельности выходила на определенную общую стратегическую линию. Есть линия Министерства обороны, Государственного департамента, есть позиция Трампа, которую он занимает на встречах с высшим руководством других стран, но общей стратегии нет. По решению украинского вопроса — в том числе. Отсутствие стратегии и недоработки привели к обострению ситуации в Персидском заливе. Случилось это, как только Трамп уехал из этого региона. Это не совпадение. И успехом американской внешней политики это никак нельзя назвать.

Много критики сыплется в адрес Минских соглашений, но пока не существует реальной альтернативы. Не с точки зрения украинских внутренних вопросов, а с точки зрения международного консенсуса относительно большого формата. Способны ли США сыграть роль честного брокера и помочь в решении этого вопроса? По тем заявлениям, которые звучат в Штатах, оснований для этого не вижу. На какой базе можем договориться, если позиции Украины и России по Минским соглашениям кардинально разные? К декабрю 2016-го договаривались сделать дорожную карту выполнения «Минска». Тогда не договорились, а что изменилось сейчас?

Ольга Головка