Тема эта обширна, хотя и однообразна, словно воспоминания проститутки. Поэтому имеет смысл рассматривать на конкретном примере. Перефразируя классика, все успешные реформы успешны одинаково, а неуспешные — каждая по-своему.
Телетайп: исчерпание АТО и вымпел соцсоревнованияВ этот раз изучим семейную драму реформирования сферы интеллектуальной собственности Украины. Сюжет здесь закручен не хуже Стига Ларссона с его драконьими тату.
Необходимая предыстория.
Справедливейшее государство рабочих и крестьян по-сорочьи тырило у ненавистных буржуев их книги, песни, фильмы и прочие блестящие вещи. Но в 1973 году, когда СССР был вынужден присоединиться ко Всемирной конвенции по защите авторских прав, эта малина закончилась. Началась новая.
В Союзе было создано агентство по защите авторских прав (ВААП), в Украине — его республиканское отделение. И автор, сочинивший «кабацкий» хит вроде «Яблок на снегу», внезапно начинал получать могучие гонорары. На месячные выплаты можно было приобрести автомобиль. Или мешки под глазами от злоупотребления.
После независимости республиканское отделение преобразовали в Государственное агентство авторских и смежных прав. Сейчас оно называется УААСП, является членом международных авторских организаций, но по-прежнему остается государственным.
Это принципиально. Потому что во всем мире сбором и выплатой роялти занимаются организации, руководимые не чиновниками, а непосредственно авторами.
А дальше пришли лихие девяностые. Украина вспомнила традиции запорожцев, которые порой промышляли и грабежом купеческих караванов. Пиратствовали, в общем.
Увы, но есть сферы, в которых Украина занимает лидирующие позиции в мире. По интеллектуальному пиратству, например. Был период, когда наши полуподпольные заводы заваливали всю Европу контрафактными дисками и кассетами. Что там блеклые экранные копии, наши пираты раздобывали фильмы даже с монтажных столов ведущих кинокомпаний мира! А с развитием интернета украинские флибустьеры не спасовали и сохранили торрент-лидерство.
И это несмотря принятые законы о защите авторских прав.
По ним в Украине расплодились организации по сбору роялти. Все они, разумеется, косят под коллективное управление (ОКУ), хотя по факту управляются бизнесменами, увидевшими в теме золотую жилу. Таких ОКУ в стране два десятка, а в цивилизованных странах — по одной, изредка по две-три, с четкой специализацией, чтобы не мешать друг другу.
Эти организации в мире собирают и выплачивают роялти, оставляя себе оговоренный процент. Но если в течение определенного времени найти автора не получается, то роялти идут в доход организации. Понятно, что большинство украинских ОКУ никого не ищут, а наоборот, прячутся от авторов.
При этом государственный УААСП за счет эксклюзива на работу с зарубежными организациями является лидером рынка. Но в прежние годы солидные суммы из этой конторы безвозвратно исчезали. То на счета комбанка аккурат накануне его банкротства, то на выплату этим самым ОКУ, где и оседали, то на мифическую компьютеризацию. Речь о десятках миллионов гривен. Возбуждено несколько уголовных дел, но перспективы туманны.
Естественно, те, кто должен платить авторам за использование их продукта: теле- и радиокомпании, развлекательные заведения, рестораны и кафе, видя коррупционный хаос, творящийся в интеллектуальной сфере, платить никому не рвались — ни украинским авторам, ни зарубежным.
Пика процесс достиг, естественно, в период Президента Януковича, когда интеллектуальной сферой рулил министр образования и науки Дмитрий Табачник. Именно тогда возникла в Украине уникальная ОКУ, которой почему-то позволено было перетягивать к себе авторов из государственного УААСПа. Было время, что представитель этой коммерческой структуры имел нечто вроде офиса в УАССПе и работал «перехватчиком»: заходит автор, а ему с порога: а зачем вы к этим вороватым бюрократам, переходите к нам, и все будет… нет, не в шоколаде, тогда говорили «Все будет Донбасс!».
Болевые точки: рынок земли или торговля Украиной?Дошло до полного идиотизма, когда таким авторам как Олег Скрипка или Святослав Вакарчук насчитывалось вознаграждение в размере нескольких гривен. Внимательно: не тысяч, даже не сотен, а именно нескольких гривен!
И в то же время США и другие страны постоянно тычут руководство Украины в интеллектуальное пиратство, включают в разные черные списки, требуют решения проблемы. Наше пиратство является второй по болезненности темой для всего мира после нашей же коррупции! Это одно из самых темных пятен на имидже Украины. И одно из существенных препятствий для сотрудничества в области передовых технологий.
И вот примерно полтора года назад в сфере авторских прав произошла натуральная революция.
На пост руководителя УААСПа был приглашен Дмитрий Костюк — не чиновник, не эксперт, даже не волонтер. А человек с другой стороны баррикады — известный продюсер, в чьем активе группа «ВиаГРА». К ее творчеству можно относиться по-разному, но именно как технологичный проект она великолепна.
То есть, бороться с пиратством был поставлен человек, от этого пиратства страдавший. Знающий «Карибское море» изнутри. Имеющий общий бэкграунд и с исполнителями, и с авторами, и с издателями, звучащий с ними в одной тональности. При этом без опыта чиновничьей схемотехники, «крыши», обязательств и стереотипов. Даже без законченного высшего образования.
Украина — фантастична, потому что в ней случаются казусы здравого смысла!
Направление реформы было очевидным: прекратить воровство авторских денег, добиться увеличения роялти от тех, кто использует авторские произведения, преобразовать сферу роялти в соответствии с международной практикой. А также внедрить автоматизированную систему распределения роялти, что сделает злоупотребления крайне затруднительным (та самая «цифровая демократия»!).
И результаты в наличии. В 2016 году авторского гонорара было собрано на 22% больше, чем в предыдущем. При тяжелой экономической ситуации в стране, заметьте. Но важнее, что рост сборов пошел во всех сегментах — от радио и ТВ, Интернета, концертной деятельности.
Айдер Муждабаев о ментальном расизме, хреновых политиках и коренном народе Крыма (видео)Начинают платить общенациональные телеканалы, которые раньше тему просто игнорировали. Даже «плюсы» согласились, и это показатель. Понимаете, если можно не платить, Игорь Коломойский не платит никогда. Кроме случаев, когда считает выплату справедливой.
Да что там, на недавней Генеральной Ассамблее CISAC в Лиссабоне европейские представители смотрели на Костюка с восхищением, как на Юрия Гагарина. Селфились с ним. Договаривались о взаимодействии. Потому что из Украины, из этого «Сомали интеллектуального пиратства», начали поступать роялти — пока по чуть-чуть, но начали!
А для общей реформы в Украине был разработан законопроект «Про авторское право и смежные права», в подготовке которого участвовали непосторонние депутаты вроде музыкального продюсера в прошлом Евгения Рыбчинского, а также ведущие европейские эксперты (в частности, Михали Фичор из Венгрии) и представители профильных международных организаций. Законопроект предполагает преобразование УААСП из государственной структуры в общественную, реально управляемую авторами. А остальные ОКУ, наживающиеся на доверчивости авторов, должны быть упразднены. Поскольку они, по сути, являются посредниками, так или иначе работают через УААСП, потому что только это агентство имеет право полноценного взаимодействия с окружающим миром.
Понятно, что от деятелей, паразитирующих на авторах, поднялся невероятный скулеж — мол, зажим свободы, наезд на конкуренцию, предательство идеалов Майдана. М-да, структура, созданная Табачником, рыдает о майдановских идеалах… Следующая остановка — Павловская психиатрическая клиника.
Лично для меня это предельно напоминает ситуацию, что возникла накануне запрета российского ПО. Тогда 1С-ники и прочие много возмущались, апеллировали к свободам. А на деле каждый день оттягивания решения означал для них конкретные деньги, которые они успевали вынуть из экономики Украины.
И как ни причитали, ни заламывали руки, а доктор сказал «В морг», значит, в морг. В это раз будет аналогично.
Но мы же не о жадных уродцах, мы о реформаторских сюжетах. УААСП и угодил в цикл «Болевые точки» потому, что вокруг него творятся вещи насколько странные, настолько и типичные.
Казалось бы, успешного реформатора Дмитрия Костюка с его командой наши правители должны носить на руках, поскольку его деятельность убирает изрядный «головняк» в международных отношениях. Но вместо этого на УААСП идут наезды. Какие-то абсурдные попытки восстановления в должности предыдущего руководства, находящегося под следствием. В родном министерстве экономического развития и торговли регулярно объявляются конкурсы на должность гендиректора, чьи обязанности исполняет Костюк.
Спрашивается, вот зачем менять руководителя структуры, которую предстоит трансформировать в общественную, и ее руководство неминуемо будет другим? Кто из солидных авторов станет всерьез разговаривать с далеким от процесса чиновником после того, как он общался с коллегой? Что вообще можно успеть за оставшиеся месяцы до трансформации УААСПа?
Даю подсказку: назначательная активность резко усиливается, когда на счетах УАССПа появляется заметная сумма денег, как сейчас.
Причем, ветер дует не с уровня премьера или министра, а пониже, где сидят «решалы». И где со времен Януковича ничего не поменялось.
В итоге, на примере авторской катавасии можно сформулировать общие признаки:
— Руководство страны вполне устраивают реформы на словах. Практически заниматься реформами ему некогда — есть «более важные дела».
— Среднее звено как было нацелено на обогащение, так и продолжает. И ему глубоко плевать на имидж Украины, ее судьбу и прочие патриотические изыски.
— Общественность раздроблена, конфликтует между собой. Консолидированной позиции для давления на власть достичь невозможно.
Пожалуй, это все, что надо знать о реформах по-украински. Хотя…
Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для Politeka