Ведомства, которые возглавляют Артем Сытник и Назар Холодницкий, безусловно, согласовывают свои действия с Администрацией президента, так что их независимость – условное понятие. Кого нужно брать в разработку, очевидно, обсуждают с учетом интересов как Банковой, так НАБУ и САП. Громкое дело против Александра Онищенко в рамках расследования «газового» дела Николая Мартыненко – пример того, как интересы совпадают.
Налоговая скромность и скрытые финансовые страсти Евгения БамбизоваНо в деятельности Антикоррупционного бюро есть и другие интересанты, которые находятся в США. Когда сигналы поступают оттуда, АП уходит на второй план. Так было и в деле против Романа Насирова. Главу ГФС изъяли из системы буквально за сутки. Глава службы был нужен и интересен АП. Однако восстановить его в должности не удастся, так что задача трансформируется — теперь нужно дискредитировать НАБУ и САП и вывести много знающего персонажа из-под уголовной ответственности.
Вторая задача АП – заблокировать создание антикоррупционных судов. Именно это сейчас позволяет разваливать абсолютно все коррупционные дела в управляемых судах. И, напротив, — создание независимых от АП судов, сможет замкнуть следственно-судебный процесс. НАБУ задерживает, САП доказывает, а антикоррупционные суды выносят приговоры. И в этой цепочке нет фактора АП. Другое дело, что весь судебно-следственный процесс переходит под прямое внешнее управление, что само по себе ограничивает независимость страны. Но это уже несколько другая тема.
Фискальная армия
Убрав Насирова, западные кураторы Украины не ликвидировали коррупцию в ГФС, а только нарушили выстроенные ранее схемы. Ну и усилили персональные позиции Владимира Гройсамана, потому что и. о. Мирослав Продан – прямая креатура премьер-министра.
Сама же ГФС остается такой себе внутренней армией Украины с чрезвычайно широкими полномочиями, обеспечивающими тем, кто контролирует эту структуру – мощнейший административный ресурс и политическую значимость. В одном только центральном аппарате ГФС работает полторы тысячи сотрудников. Для примера, это больше чем в центральном аппарате МВД, ВО или АП. В региональных структурах ГФС работает еще порядка 40 тысяч человек со статусом госслужащих и правом ношения табельного оружия. Все эти люди контролируют потоки товаров, отслеживают, кто и что купил из населения, ну и именно они отвечают за наполнение бюджета.
Показательный еще один момент. Сразу же после смены Насирова, пролонгация полномочий Гройсмана в кресле премьер-министра прошла практически незамеченной. Арсений Яценюк, который теоретически должен был бы «рвать и метать» в сторону своего сменщика, похвалил Гройсмана и полностью его поддержал в кресле премьер-министра. По сути, мы становимся свидетелями образования новой внутривидовой связки в рамках действующей коалиции – «Народный фронт» — команда Гройсмана. И эта пара вступает в клинч с интересами команды Петра Порошенко.
Обслуживающий парашют Бамбизова
Впрочем, полностью выбить ГФС из-под влияния АП и экс-регионала Виталия Хомутынника все же не удалось. Самую доходную структуру фискалов – Офис крупных плательщиков налогов – продолжает по-прежнему контролировать человек Хомутынника Евгений Бамбизов.
Сейчас Евгений притих, лихорадочно зачищая все многочисленные проколы в своем ведомстве. У Бамбизова ситуация сейчас очень непростая. Во-первых, он не понимает, как можно было взять и снять его начальника, которого так и не смогли прикрыть на самом верху. Во-вторых, Бамбизов в столице чужак. Большую часть карьеры он делал в Харькове, а Киев с постоянными подводными политическими штормами для него очень неуютен. Не понятно, за кого сейчас «топить» — за отстраненного Насирова, который и подтянул его транзитом через Одессу в Киев, или же за новую и. о.-метлу Продана, которая аккуратно метет в сторону Гройсмана.
Но больше всего для Бамбизова угрозу составляют следственные органы, которым сейчас нужны аресты громких коррупционеров. И Бамбизов под эти критерии очень хорошо подходит. Особенно, если вдруг заговорят обиженные по всей стране коммерсанты, которых ведомство Бамбизова весь последний год беспредельно доило.
Одна из новых схем ГФС, запущенная в прошлом году – изымание товара и денег под надуманным предлогом «ухода от уплаты налогов». Одесские коммерсанты руководителем в этой схеме называют подчиненного Бамбизова старшего следователя по особо важным делам отдела криминальных расследований Андрея Стовбана. Схема работает следующим образом. Налоговики в таможенную декларацию какой-то фирмы вписывают товар, которая та никогда не провозила через границу. Например, 20 тонн оливкового масла. А фирма вообще может заниматься продажей электроники, но не маслами. Однако вот документ, вот печать – и ты должен.
Затем на такую «фирму-должник» врывается налоговая полиция с обязательным погромом и выемкой документов. Фирма останавливается и не работает, а против руководства возбуждается уголовное дело. Дальше уже все развивается на выбор коммерсанта. Хочешь – иди «в самый честный и справедливый суд в мире», доказывая, что ты вообще больше одного литра оливкового масла в руках не держал. А хочешь быстрее все решить – плати. Более того, после выемки документов, всегда есть к чему придраться. Не ввозил оливковое масло? Ну, допустим. А вот здесь у тебя указано, что завез б/у компьютеры, а реализуешь по цене новых…
И что особенно характерно, такие «проверки налоговой» стали заказывать уже и фирмы-конкуренты. Хотя прямая специализация Бамбизова – это отработка все-же крупных клиентов. Надо нагнуть «Киевстар» — звонок Жене. Устроить проверку в «Укрзализнице» — Женя подсобит на «полтора миллиарда уклона от налогов».
В общем, пока что Бамбизов остается ключевым персонажем в ГФС, отрабатывающим подводные течения Виталия Хомутынника. И если Бамбизову удастся продержаться во главе Офиса крупных плательщиков налогов до осени, значит насировские в ГФС одерживают победу.