Пока лучшие кадры ищут другое место работы, и даже не в Украине, а в соседней стране-агрессоре, у руководителя Южмаша Сергея Войта, похоже, дела идут неплохо.

Украинское ракетостроение — это не просто еще одна причина гордиться своим государством и его талантливыми инженерами. Но и серьезный козырь для выхода на мировые рынки, роста имиджа государства и наполнения бюджета страны. Казалось бы – в современном мире, когда идет активное освоение космоса не только в мирных, но и военных целях – предприятие, выпускающее одни из лучших ракет в мире, должно быть самым успешным. Но эта история не о Южмаше.

В 2013 году на флагмане ракетостроения усугубился кризис. После нескольких неудачных запусков ракетоносителей в разных международных программах – упало количество заказов. Серьезно на жизнеспособности предприятия отразилась и агрессия России в Украине. В условиях войны было бы абсурдно, чтоб украинское предприятие работало на ВПК агрессора. Поэтому, логично, что этот рынок перекрыли.

Но руководство Южмаша в лице гендиректора Сергея Войта, вместо диверсификации производства и переориентации на другие мировые рынки, заняло выжидательную позицию.

Неумелый менеджмент

С приходом в 2014 году на должность гендиректора Серея Войта, ситуация на предприятии не только не улучшилась, а еще более усугубилась. И как не странно практически смертельный удар по ракетостроителям нанесли долги по коммуналке. Южмаш задолжал 400 млн. грн. за электроэнергию и в результате ее попросту обрубили.

Что для исправления ситуации сделал Сергей Войт? А ничего. Чтобы предприятие не умерло окончательно, вмешалось государство и погасило долг. Предприятие должно было оплатить 10% исполнительного долга. Но гендиректор Войт посчитал, что и здесь закроют глаза. В итоге суд арестовал счета предприятия и списал с них 20 млн. грн. То есть деньги у Южмаша были, но руководство предпочло накапливать долги в том числе и по зарплате коллективу.

войт1

«В парламент вновь был внесен законопроект бывшего сотрудника Южмаша, согласно которого предлагается за счет казны погасить задолженность Южмаша по з/п почти в 100 млн грн. Таким образом, руководство Южмаша, имея деньги на счетах, намеренно не выплачивало зарплату, надеясь в очередной раз сделать это за счет бюджетных средств», — пишет известный журналист Роман Бочкала.

Людям платили с задержкой и то по 7% от заработанного. Коллектив завода даже устраивал акции протеста. А руководство в ответ кормило подчиненных ракетостроителей обещаниями о налаживании выпуска тракторов. И на этом фоне особо цинично выглядела раздача части зарплат в размере 50-100 грн.

войт2

Естественно, что новое производство никто и не думал начинать. А чтоб люди не могли требовать зарплаты на законных основаниях, рабочие дни сократили сначала до трех, а потом и вовсе до одного дня в неделю. Складывается такое впечатление, что менеджмент компании делал все, чтобы довести Южмаш до ручки. И у них это получилось – начался отток ценных кадров. Ежедневно с Южмаша увольнялись 40-50 человек.

Таким образом стратегическое предприятие, которым руководит Сергей Войт стало настоящим поставщиком кадров для агрессора. Ведь украинские инженеры массово перебираются в Россию и устраиваются там на заводы и предприятия некогда работавшие в сцепке с Южмашем:  ООО «Илек», государственное АО «НПЦ «Лавочкин-Инвест» и АО «Промтехкомплект».

Кстати, не лишним будет отметить, что именно с этими предприятиями Южмаш в 2016 году перед внедрением программы госзакупок «Прозоро» в срочном порядке заключил сомнительные контракты минимум на 6 млрд. грн.

Мало того, что Сергей Войт решил за бюджетные средства закупать комплектующие у страны-агрессора, сами контракты  имеют все признаки коррупции. В большинстве случаев цены за единицу товара не были обнародованы, а условия контрактов предусматривали поставку в течение 5-90 дней после оплаты.

То есть украинское предприятие платит, а потом ждет детали. И запрет на работу с Россией двум сторонам только на руку. Ведь деньги перечислены, вернуть их не реально.

Видимо, именно по этой причине Сергей Войт саботирует проведение независимого аудита на предприятии, о чем заявили в Министерстве экономического развития в конце апреля этого года.

«Саботаж независимого аудита – это саботаж реформы управления государственными предприятиями. Мы должны понимать реальное состояние дел на предприятиях, чтобы делать выводы об эффективности их менеджмента и инвестиционной привлекательности. Когда информацию скрывают (от аудиторов – Ред.) – это свидетельствует о том, что есть проблемы», — пояснил Максим Нефедов, первый заместитель Министра экономического развития.

Кому война, а кому …

Если не касаться бедственного состояния Южмаша и всех подковерных игр и заигрываний с Россией, об этом мы поговорим в следующих материалах, то у самого гендиректора Сергея Войта дела идут неплохо.

Пока коллектив предприятия разбегается в поисках хоть какого-то заработка, директор исправно получает зарплату. При этом по сегодняшним меркам, и с условием бедственного состояния дел на Южмаше, оклад гендиректора можно считать достаточно высоким. Согласно декларации господин Войт за прошлый год заработал 329544 грн.

Несложный математический расчет показывает, что в месяц гендиректор платит себе почти 27,5 тыс. грн. Есть у него и другой доход: проценты составили 23,5 тыс. грн. А на счетах в разных финансовых учреждениях лежит 156567 и 5245 долларов.

войт3

Не стесняет себя гендиректор «убыточного» предприятия и в транспортных средствах. Согласно декларации он ездит на элитном внедорожнике Range Rover 2008 года выпуска. На сегодняшний день стоимость такого автомобиля оценивается в сумму чуть меньше миллиона гривен.

О квартирах в декларации речь не идет. Но указан дом площадью 155 кв. м в селе Новотроицкое, Новомосковского района Днепропетровщины. Нужно отметить, что стоимость домов здесь стартует от 400 тыс. грн. и выше.  Возможно гендиректору Южмаша ежедневно приходится проезжать 60 км на своем авто от дома на работу.

Как оказалось из декларации, Сергей Войт еще и зажиточный землевладелец. В том же Новомосковском районе у него в собственности числится несколько земельных участком общей площадью 5,1 га.

Но судя по заявлениям общественников, в своей декларации Сергей Войт указал не все источники дохода. И тем более не показал реальные цифры своего состояния.

войт4

«В то же время руководство завода продолжает заниматься привычной коррупционной банальщиной. И это противно. И это никто не видит? Например, у завода есть полигон величиной в 6 тыс. га. Вместо испытаний на нем выращивают сельхоз культуры. В аренду землю сдают. Стандартная схема. Если посчитать по рыночным меркам, то это более 600 тыс. долларов в год. Где они? Антикоррупционное бюро уже занимается Южмашем — растратой имущества, взятками… Как член Совета общественного контроля НАБУ, поинтересуюсь на какой стадии производство», — написал Роман Бочкала на своей странице в социальной сети.