Ситуация в Сирии все больше заходит в глухой угол. Кажется, любые действия сторон могут привести только к дальнейшей эскалации конфликта. Счет убитых в ходе противостояния перевалил за полмиллиона человек.
Применение лояльными Асаду силами химического оружия создает опасный прецедент. Десятилетия дипломатического труда по запрету данного вида вооружения в мире поставлены под сомнение.
Сирия взяла на себя обязательства по утилизации своего химического оружия еще в сентябре 2013 года. Обязательства выполнены не были. Химоружие использовали, чтобы заставить повстанцев отступить с занятых территорий. Наибольшее количество людей пострадало при атаке на Хан-Шейхун 4 апреля прошлого года с применением зарина. Было убито свыше 70 человек и ранено более трех сотен. Хан-Шейхуну предшествовали применение хлора в аль-Латамине 25 марта и зарина там же 30 марта. Первые две акции остались без жестких контрмер со стороны мирового сообщества. Что и позволило Асаду «развернуться» в Хан-Шейхуне. Только тогда Америка отреагировала, выпустив 60 своих «Томагавков» с эсминцев в Средиземном море по авиабазе Шайрат. Отсюда в свой смертельный рейс 4 апреля, тремя днями ранее, отправился самолет правительственных ВВС с зарином на борту.
Готовься, Россия, ракеты прилетят
Гуманитарная катастрофа 7 апреля в Думе стала своеобразным вызовом мировому сообществу. Похоже, Асад подобным жестоким образом «напомнил о себе» и проверил Запад. Да, в ночь с пятницы на субботу 14 апреля США, Великобритания и Франция нанесли показательный авиаудар в ответ. Продемонстрировав, что слов на ветер не бросают. Еще в понедельник 9 апреля был нанесен авиаудар по военной базе «Тиас», или «T4», ВВС Сирии. В причастности подозревают Израиль, тот от комментариев отказывается. Однако стоит копать глубже.
Предполагают, что истинные причины проведения союзниками военной операции – не уничтожение складов с химическим оружием. А сохранение глобального статуса-кво.
По сообщениям сирийских активистов, авиаудары вызвали негативную реакцию со стороны местных жителей – их эффективность поставили под сомнение. Ничто не мешает Асаду и в дальнейшем использовать химическое оружие, заверяют активисты. Требуются более жесткие меры, считают противники действующего президента. Подобные атаки в дальнейшем вряд ли радикально повлияют на методы ведения Асадом войны, говорят они. Действительно, пафос в заявлениях Трампа накануне атаки был куда более многообещающим, чем ее результат. «Готовься, Россия, ракеты прилетят». Потерь среди военных нет, серьезного вреда объектам военной инфраструктуры не нанесено. «Ракеты поразили свои цели» и точка. В приписываемой Израилю атаке на «Тиас» 9 апреля погибло 14 сирийских военнослужащих.
Авиаудары союзников прогнозируемо осудили Россия и Иран. Риторика Китая была нейтральной в целом с некоторым уклоном в пророссийскую. В МИД Китая отметили, что проведение военных операций без решения Совета Безопасности ООН не соответствует международному праву. В то же время принятие подобных решений фактически невозможно из-за постоянного вето со стороны России. Лидеры большинства стран мира поддержали ночной рейд против Асада.
Миссия выполнена?
Угроза ядерной войны определенно витала в воздухе в послепасхальную неделю. Апрельские сценарии от Асада в нынешнем и 2017-ом годах схожи. Отличие – в более скорой реакции Запада и обвинение Трампа в происходящем непосредственно России. Именно громкие слова президента США заставили многих задуматься о возможном повторении Карибского кризиса. Спустя несколько дней и по факту операции 14 апреля ситуация все больше напоминает красочную постановку. В защиту Трампа может говорить только возможное нежелание перегнуть палку и вызвать осуждение мирового сообщества. Но говорить гораздо тише его недавних громких твиттов.
Более того, резюмировав авиаудар по Сирии своим «Миссия выполнена», Трамп по сути отчитался перед Асадом, что дальнейшего наказания за Думу не последует. А также нарвался на параллели с Бушем-младшим, который использовал эту фразу в 2003 году после вторжения в Ирак. Американские медиа отметили, что в случае с Джорджем Бушем-младшим «миссия оказалась не выполнена». А сирийские телевизионщики спустя несколько часов после атаки показывали ролики триумфально занимающего свое рабочее место Асада и празднующих на улицах жителей страны.
Россия не вмешивалась – Путин прекрасно понимал, что союзники проводят просто демонстрацию силы и на общий баланс это никак не повлияет. А возможно и сам «дало добро» на нанесение авиаударов. Российская делегация во главе с вице-спикером Совета Федерации Андреем Турчаком присутствовала в Дамаске накануне налетов. Случайно зацепить кого-то из представителей РФ означало серьезно накалить страсти. Россия и США обязаны были договориться – американцы наверняка согласовывали свои действия с российской стороной.
Ловушка для Путина
Мир вздохнул свободнее. Обе стороны сохранили здравый рассудок для того, чтобы избежать прямого военного столкновения. В то же время налицо все более жесткие разногласия между Россией и США в отношении президента Асада. Подобного обострения отношений между государствами не было со времен Карибского кризиса. Не исключен новый виток противостояния.
Трамп нокаутировал рубль: как США удалось обвалить российскую экономикуА все потому, что Путин, по сути, стал «заложником Асада». Он зашел слишком далеко, чтобы перестать его поддерживать. Кремль не может допустить, чтобы Сирия разделила судьбу Ливии или Ирака. Поэтому Вашингтон уже готовит новый пакет санкций против Москвы. Предыдущие наглядно продемонстрировали, насколько уязвима российская экономика и насколько она завязана на западных рынках. Введение новых санкций будет куда более эффективным шагом, чем ночные авиаудары от Трампа.
Андрей Каут