Украина нуждается в системных изменениях в части защиты прав интеллектуальной собственности, относительно этого постоянно высказывают беспокойство представители ЕС, США и другие потенциальные инвесторы. Понимая это беспокойство, президент Украины в 2015 году одобрил необходимость проведения реформы «Защиты интеллектуальной собственности» в качестве вектора безопасности государства в Стратегии устойчивого развития «Украина – 2020». В свою очередь Верховная Рада Украины одобрила Программу деятельности Кабинета министров Украины, которая также предусматривает «обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности». Следовательно, президент Украины и Верховная Рада Украины единодушны в том, что национальной проблемой в сфере интеллектуальной собственности является «обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности».
Однако Минэкономразвития начало реформу государственного управления сферой интеллектуальной собственности, которая не соответствует Программе деятельности правительства и носит манипуляционный характер для целей реализации планов некоторых чиновников: подсесть на учет и распределение финансовых потоков.
Что побуждает именно к таким соображениям?
Цели реформы осквернены, а дальше работает бюрократическая технология: Распоряжением Кабинета министров Украины от 01.06.2016 №402-р была одобрена Концепция реформирования государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности в Украине (далее – Концепция). 03.04.2017 Кабинет министров Украины распоряжением №275-р утвердил План приоритетных действий правительства на 2017 год, пунктом 85 которого предусматривалось создание в 4 (четвертом) квартале 2017 года Национального органа интеллектуальной собственности (НОИС).
В августе 2016 года началась институциональная реформа сферы государственного управления, правовой охраны интеллектуальной собственности по реализации постановления Кабинета министров Украины от 23.08.2016 № 585 о ликвидации Государственной службы интеллектуальной собственности Украины, функции которой были переданы в Минэкономразвития.
Декларируемая цель реформы в тренде времени – это введение прозрачной двухуровневой структуры государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности и создание «единого окна» по выдаче охранных документов и упрощению процедур для заявителей.
Главными шагами к достижению указанной цели, закрепленной в Концепции, были следующие:
— ликвидация Государственной службы интеллектуальной собственности Украины;
— создание Национального органа интеллектуальной собственности, который образуется на базе Укрпатента;
— усовершенствование законодательства относительно механизма и порядка зачисления сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, с учетом международных договоров Украины;
— ликвидация государственного предприятия «Интелзахыст»;
— трансформация государственной организации «Украинское агентство по авторским и смежным правам» (УААСП) в негосударственную организацию коллективного управления.
Минэкономразвития реформу в сфере интеллектуальной собственности провалило. НОИС не создала, не обеспечила запланированные изменения в законодательстве.
Выполнены только сроки ликвидации ГП «Интелзахыст». С коллективным управлением правами авторов состоялась целая история с обещаниями и недоразумениями. Минэкономразвития показало свою полную некомпетентность в теме и неспособность организовать запланированный результат. Как следствие, Украина снова попала в так называемый пиратский 301 список. Благодаря накалу страстей за сбор и распределение роялти и давлению со стороны международных заинтересантов по получению своих роялти Комитет по вопросам образования и науки Верховной Рады Украины довел до принятия Закон об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав. Теперь ГО УААСП превратят из государственной организации в частную по закону летом 2019 года и начнут строить систему коллективного управления.
В целом, анализируя очередной План приоритетных действий правительства, видим, что 2018 в сентябре должен быть разработан и представлен в Кабинет министров Украины проект Закона Украины относительно институциональных изменений в государственном управлении сферой интеллектуальной собственности, кроме того, должно произойти изменение механизма администрирования сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, для улучшения качества и повышения эффективности работы органов управления государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности, а также упрощения и обеспечения прозрачности процедур приобретения и распоряжения правами интеллектуальной собственности, эффективности администрирования сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности.
Как механизм администрирования сборов может повысить эффективность работы и обеспечить прозрачность процедур приобретения и распоряжения правами интеллектуальной собственности?
Повысить эффективность работы можно, изменив законы в сфере интеллектуальной собственности и некоторые процедуры. Для этой работы нужно профессиональное осмысление судебной практики и международного опыта без революций и институциональных изменений, иначе результат, как мы наблюдаем, будет только в пиаркампании. Что касается прозрачности, то Минэкономразвития не может справиться с простейшими задачами − обнародовать свои приказы и обсудить с профессиональной средой текущие наработки законопроектов.
Однако Минэкономразвития издает Приказ №718 от 24.05.2018 г. о создании государственной организации «Национальный офис интеллектуальной собственности» и утверждении Устава государственной организации «Национальный офис интеллектуальной собственности». До сих пор о национальном офисе ничего не было слышно. Первое, что бросается в глаза, это незаконность его создания с точки зрения уже утвержденных правительством нормативно-правовых актов реформирования сферы интеллектуальной собственности, а именно:
Целью реформы интеллектуальной собственности, которая предусмотрена Концепцией Минэкономразвития, является обеспечение формирования государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и ее реализация, а национальный орган по интеллектуальной собственности выполняет отдельные публичные функции (властные полномочия) по реализации государственной политики в указанной сфере.
Однако приказ Минэкономразвития №718 от 24.05.2018 г., нарушая указанные выше нормативные акты Кабинета министров Украины, вводит в заблуждение и создает непонятную государственную организацию − Национальный офис интеллектуальной собственности, подчеркиваем: не Национальный орган по интеллектуальной собственности, предусмотренный правительством Украины, а какой-то «офис» с идентичной аббревиатурой НОИС.
На языке специалистов сферы интеллектуальной собственности это называется смешение до степени сходства, или введение в заблуждение потребителя.
Чем же планирует заниматься так называемый офис?
Не прибегая к детальному анализу Устава офиса, отметим, что хотя офис определен как неприбыльная некоммерческая организация без цели получения прибыли, но предметом деятельности офиса является предоставление услуг, которые, согласно постановлению КМУ №1716 от 23.12.2004 г., платны и относятся к сферам патентной и инновационной деятельности, в частности офис обеспечивает, способствует, осуществляет, участвует, направляет и т. д.
Офис в соответствии с Уставом не является учреждением экспертизы и не проводит ее, а также не является субъектом властных полномочий. Зачем создана эта организация? По нашему мнению, ответ содержится в самом Уставе: в п. 3.3 указано, что организация осуществляет учет поступлений от установленных законом сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, и направляет эти поступления. То есть на счета офиса будут приходить средства, которые зарабатывает Укрпатент, а офис будет их делить — типичная «совковая» логика: кто делит, тот и в «шоколаде». Это и есть, по нашему мнению, главная цель авторов Приказа Минэкономразвития. А что будет с экспертами? Они уйдут или уедут туда, где ценят профессию. В Украине идет повальный процесс оттока мозгов, а это будет еще одним эпицентром катастрофического явления. Вместо того чтобы погасить эти явления в стране, чиновники Минэкономразвития искусственно будоражат страсти вокруг — как бы там ни было, работающую организацию Укрпатент пытаются привести к состоянию нищеты.
Обращаем внимание, единственной реальной функцией созданного офиса является учет и распределение сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, поэтому этот факт вызывает беспокойство относительно чистоты помыслов авторов Приказа. Создание такого офиса, по нашему мнению, несет коррупционную составляющую и является поводом для сообщения этого факта в Антикоррупционные органы Украины.
Эта ситуация напоминает схемы работы НАК «Нафтогаз Украины», который делит доходы от добычи и транспортировки энергоресурсов.
Доходы работников НАК «Нафтогаз Украины» просто сумасшедшие, а развитие добычи из года в год сокращается. Вместо действенных реформ, которые улучшали бы жизнь украинцев, в стране заменяют одних работников другими, которые приближены к высшим должностным лицам страны.
На фоне общей тенденции, которую реализует в течение последних лет Кабинет министров Украины относительно плановой приватизации государственных предприятий Украины, создание новой государственной организации, так называемого офиса, не укладывается в логику правительственных решений. В следующем году этот офис может быть включен в перечень на приватизацию. Почему нет? Может, в планах авторов этой схемы построить монопольную империю по оказанию услуг вместо патентных поверенных?
Понятно, что чиновников волнуют сборы за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности. Вместо системной работы приведения сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, к реальным, согласно фактическим расходам на экспертизу, вместо обоснованной стоимости за поддержание действенности охранных документов, дальнейшего развития инфраструктуры, чиновники видят привлекательную картину, когда средства платят как будто за воздух и их нужно правильно поделить.
Было время, когда их тратили на строительство и инфраструктуру, а теперь их хотят направить на нетипичные для сферы фонды поддержки изобретательства и инноваций, стартапы и тому подобное. Сфера интеллектуальной собственности всегда поддерживала изобретателей, для этого введены для них существенные льготы. Для чего изобретать велосипед? Ответ один — желание учитывать и направлять средства системе таким образом, чтобы не менять ничего, а просто их перенаправить.
За последние годы стоимость получения охранного документа по интеллектуальной собственности повышалась и стала слишком большой. Это было якобы требование ЕС —введение единой шкалы (вместо двойной) тарифов для международных и национальных заявителей. Тогда не смогли перебить эти требования и повысили стоимость выдачи охранных документов для национального заявителя — и она стала слишком дорогой. Этот вопрос требует дополнительных исследований и понимания, какую страну мы строим? А пока мы наблюдаем системный каннибализм.
Ирина Абдулина, главный редактор журнала «Интеллектуальная собственность в Украине», магистр права интеллектуальной собственности