К сожалению, выборы 2019 года, как президентские, так и парламентские, гарантированно не будут образцом скромности и аскетизма. У нас был только один прецедент, когда большие деньги не могли играть решающую роль, а сами политики и их спонсоры еще немного стеснялись или боялись сорить миллионами. Но это было в 2014 году
Обе кампании 2019-го уже сегодня, примерно за год до их старта, идут на рекорд. А там, где много денег, мало идейности и искренности. Кроме того, трата астрономических сумм приводит к настоящей одержимости кандидатов, которым будет непросто смириться с напрасно потраченным ресурсом, да еще и отчитываться перед спонсорами за ненадлежащий результат. А это уже побуждает к многочисленным нарушениям и криминализации избирательного процесса.
От того, сколько, а главное – чьих денег потратит кандидат или лидер партийного списка, существенно будет зависеть и то, как будет реализовывать свою власть в случае победы и чем станет рассчитываться с «инвесторами» избирательного проекта. Поэтому «следить за руками», которые пока что берут деньги не из наших карманов, а наоборот – пробуют вложить их в наши глаза и уши, а иногда и банально – в ладони, стоит уже сейчас. Ведь сразу после выборов направление денежных потоков мгновенно меняется на противоположное.
В этом контексте проще будет следить за действующей властью, в частности Президентом Порошенко. С одной стороны, мы и так уже четыре года отслеживаем его действия и можем оценить все плюсы и минусы. А с другой – у него достаточный задекларированный ресурс, чтобы самостоятельно оплатить расходы избирательной кампании, по крайней мере президентской. Поэтому здесь интриги меньше всего.
Более запутанная ситуация с другими рейтинговыми кандидатами. Тот же Гриценко официального собственного ресурса не имеет. Возможно, его кампания будет и не слишком дорогой, но источники средств привычно останутся непрозрачными: нам в очередной раз предложат версию о щедрых простых гражданах, которые скинулись на выборы своему любимому лидеру. А это уже плохо, потому что когда политики начинают сознательно говорить неправду, то очевидно, что они скрывают очень нереспектабельные источники. Не зря ведь ходят слухи о слишком близких отношениях семьи Гриценко с одиозным младо-олигархом Курченко. А тут еще и начался процесс объединения с Добродомовым, которого уже давно связывают с поддержкой Фирташа и российскими технологами.
Еще сложнее вычислить источники предстоящих финансовых вливаний в Олега Ляшко – он несколько раз демонстрировал способность менять своих партнеров-олигархов, но мощный спонсор таки должен быть один, со временем его можно будет четко идентифицировать по базовому информационному ресурсу. Излишне даже говорить о партиях и лидерах, которых обоснованно считаем пророссийскими. Какие взгляды, такие и деньги. Из большого числа так называемых независимых кандидатов, которые вряд ли могут на что-то рассчитывать в марте, есть несколько таких, которые также получат мощный финансовый ресурс, но с прицелом на раскрутку уже к парламентским выборам. Здесь пока больше хаоса и броуновского движения – вспомним хотя бы сразу двух выразителей интересов «аграрных баронов» — найти общий язык бывает трудно не только политикам, но и их спонсорам.
Но ключевое значение для оценки предстоящих рисков имеет поиск источников финансирования и будущих обязательств основных претендентов на президентские клейноды. О Порошенко уже было упомянуто, но пока изменчивая социология главным фаворитом называет Тимошенко. Опыт прошлых выборов должен нам напоминать, как кардинально могут измениться симпатии избирателей не только за год, но и за пару месяцев. Поэтому электоральная карта еще может несколько раз поменять свою масть и вынести на поверхность «новые лица» со старыми олигархическими деньгами. Однако исходим из реалий нынешнего дня. Поэтому сейчас несколько подробнее о поиске финансовых ресурсов Юлией Владимировной Тимошенко и о векселях, которые ей за это приходится раздавать предполагаемым спонсорам.
Заранее предупреждаю, что все эти оценки могут рассматриваться как предположение. Ведь в Женеве и Иерусалиме можно встречаться не только с олигархом-беглецом, но и просто приятно проводить время. А в Греции или Турции живут не только миллиардеры-судовладельцы. Да и в Китае можно искать не только финансовый ресурс, но и знатоков древней философии.
Собственных ресурсов на мощную избирательную кампанию у Юлии Тимошенко не хватает. Тем более она, похоже, выбрала самую затратную форму ведения кампании. Количество билбордов и других рекламных площадок, всплывающих окон в интернет-изданиях, выкупленного рекламного пространства в СМИ говорит о том, что еще за год до старта выборов Тимошенко уже была вынуждена потратить ресурс, соразмерный полному финансированию всей кампании других небедных претендентов.
На сегодняшний день только количество билбордов Тимошенко по Украине достигло двух тысяч. Это, по разным оценкам, примерно 600 тыс. долларов США.
Прибавляем большое количество меньших рекламных площадок, рекламу на телевидении и в интернете, манипуляции с социологическими исследованиями и итогами местных выборов, откровенную проплаченную «джинсу», а также меры прямого материального стимулирования целевых электоральных групп – и выходим на показатель от одного до двух миллионов долларов в месяц. И это в абсолютно мертвый политический сезон почти за год до выборов, еще и в летнюю пору. Понятно, что с осени эти суммы начнут расти до десяти раз.
Фантастические расходы, которые, с учетом обеих избирательных кампаний, достигнут уже сотен миллионов долларов и будут сравнимы с бюджетом отдельных отраслей страны, откуда-то нужно покрывать.
Сейчас мы видим скачкообразное введение тех или иных рекламных мероприятий. Очень похоже, что расходы идут непосредственно «с колес», вслед за поступлением финансов. После президентских выборов главными станут привычные для «Батькивщины» технологии продажи мест в списках и официального выдвижения в округах (изменение избирательной системы становится все более иллюзорным).
Но для выгодной капитализации на тот период сначала нужно победить или хотя бы показать второй, но очень высокий результат на президентских выборах. А желающих давать такой долгосрочный кредит среди потенциальных кандидатов не так уж и много, хотя отдельные примеры просматриваются и сегодня. Поэтому главным источником могут стать только отечественные и зарубежные олигархи, у которых есть свои интересы в Украине.
Отследить все переговоры Юлии Владимировны в этой сфере вообще невозможно, поскольку она значительную часть времени проводит за пределами страны, не заезжая на родину. По крайней мере так было до скандального визита в Израиль и показателя по голосованиям в Раде на отметке в один процент. После этого госпожа Тимошенко стала чаще появляться в Украине и Верховной Раде, а во время выездов за границу вести себя гораздо осмотрительнее.
Поэтому большинство из потенциальных переговоров со спонсорами отследить не удалось никому. К этой категории могут относиться непроверенные сообщения о переговорах Юлии Владимировны с представителями китайского бизнеса и потенциальных возможностях для контактов в арабских финансовых кругах. В команде Тимошенко есть люди, которые очень хорошо знают арабский мир и могут содействовать таким контактам.
Если свежих сведений в этих двух географических зонах нет, то можем обратиться к предыдущим прецедентам. В авторитетном арабском издании Asharq Al Awsat в начале года вышла серия публикаций о режиме бывшего ливийского диктатора Муамара Каддафи, а одна из объемных статей посвящена традиции Каддафи подкупать иностранных политиков. Один из высокопоставленных чиновников времен диктатора вспоминает о передаче Юлии Тимошенко через вице-премьера правительства (предположительно Г.Немырю) в аэропорту Борисполь чемоданчика с четырьмя миллионами долларов наличными в качестве одного транша для поддержки на выборах и за обязательство открыть возможности для продажи земель сельхозназначения ливийским аграриям. Кстати, именно в то время премьер Тимошенко очень активно проталкивала идею свободной и неограниченной по площади продажи земли иностранцам и лицам без гражданства. Именно эти нормы отражены в подписанном ею законопроекте о земельных аукционах.
Ливийцы по этому поводу высказывались очень прозрачно. Позволю себе процитировать заключительную часть статьи: «Мы стремились работать на будущее, чтобы служить ливийскому народу. У нас были амбиции, чтобы завоевать друзей по всему миру … Цель заключалась в том, что если выиграет президентство, Ливия будет вкладывать средства в использование там земель, особенно под пшеницу, как часть ливийского проекта обеспечения продовольственной безопасности … Когда вы финансируете кого-то или инвестируете в кого-то, он должен стать вашим союзником. Или, как говорят египтяне: мы покупаем человека». Все более чем прозрачно.
Те же интересы относительно Украины всегда были и у китайцев. Еще на должности первого заместителя председателя комитета по иностранным делам я имел возможность чуть ли не еженедельно принимать китайские делегации. Тогда они очень настаивали на праве выкупа больших земельных массивов в Украине своими аграрными бизнесменами и обещали под это миллиардные инвестиции. Не думаю, что сегодня китайские миллиардеры изменили свои требования в переговорах с украинскими политиками. Правда, в отличие от бизнесменов из арабских стран, китайцы менее охотно предоставляют финансовые авансы.
Но от встреч и обязательств гипотетических стоит перейти к визитам и переговорам, которые удалось выявить и результаты которых мы можем уже сейчас наблюдать. Этих эпизодов в общем контексте не так уж и много: за несколько месяцев, которые суммарно за последние более чем полгода Юлия Тимошенко провела заграницей, четко установлены три ее визита. И хотя это, вероятно, капля в море ее финансовых обязательств, рассмотреть их стоит подробнее.
Так вот, 9 ноября прошлого года мои знакомые увидели Юлию Тимошенко на борту рейса польского LOT №LO 752 Киев-Варшава, вылетел в 14.50 из Борисполя. Я тогда возмущался в соцсети, что она прогуляла все предыдущие пленарные дни, а в день важных голосований – четверг – летит за границу. На это откликнулись другие пользователи, которые видели Тимошенко при пересадке на рейс до Женевы и в аэропорту этого города. Ее встреча с опальным олигархом Игорем Коломойским тоже не смогла остаться тайной. Олигарх, который еще не забыл своих старых обид на Юлию Владимировну, несмотря на плодотворные переговоры, не упустил случая дать утечку информации. Похоже, что в тот раз удалось согласовать какие-то политические вопросы, но, судя по результатам, вряд ли финансовые.
Зато уже в марте, похоже, произошел перелом в отношениях. Возможно, на олигарха повлияли высокие показатели социологии Тимошенко, может, она предоставила какие-то гарантии, но состоялась вторая встреча, уже на совсем другом уровне.
В ночь с 20 на 21 марта (традиционно среди пленарной недели) Тимошенко вылетела в Израиль частным самолетом близкого друга и партнера Коломойского Арона Майберга. Поселилась в гостинице Хаят, а ее пребыванием, в том числе и официальной легендой, занималась компания Medvinski VIP servise, которая принадлежит выходцам из Украины братьям Игорю и Александру Медвински. Почему это уже был более высокий уровень переговоров? В первую очередь организовывать персональные перевозки и сервис для христианского паломничества украинских политиков Коломойскому явно не слишком удобно.
Поэтому такой специальный и дорогой способ индивидуальной доставки бортом его друга говорит о многом. И еще – Игорь Валерьевич никогда не принимает визитеров из Украины в своем имении над Женевским озером, а привычный формат переговоров в дорогом ресторане, как это уже бывало с Саакашвили, Онищенко и той же Тимошенко, не гарантирует секретности. Если Игорь Валерьевич приглашает в Иерусалим, значит, он уже созрел для результативных переговоров высокого уровня.
А еще можем оценить результаты – сразу после возвращения Юлии Владимировны из Израиля ее команда начала массово выкупать рекламное пространство и заполнять его разнообразным содержанием агитационного характера. Не успели перехватить только ту часть, которую предусмотрительно выкупили в Киеве оппоненты и разместили там лишенную смысла рекламу телевизионной программы Дмитрия Добродомова, чтобы в дальнейшем, вероятно, поменять ее на рекламу Анатолия Гриценко. Вообще в это время резко возросла активность всех штабов Тимошенко, начали раскручивать ряд инициатив с прицелом на формирование целевых групп избирателей, а это тоже недешевая технология. И еще – Игорь Коломойский четко сформулировал свое видение приемлемого и неприемлемого кандидата. Порошенко для него абсолютно неприемлем, а Тимошенко – самая уважаемая из реальных. Также после встречи в Иерусалиме началась подготовка и дальнейший выход на каналах холдинга «1+1 медиа» телевизионной рекламы Тимошенко.
Чего хочет от будущего президента Игорь Коломойский, он сам и не скрывает – разморозки активов, закрытия уголовных производств, возвращения возрожденного «Привата», «Укрнафты» и еще много чего.
Хотим ли всего этого мы – это уже другой вопрос. Но инвестиции в выборы имеют одну нерыночную особенность: рассчитываются за них вовсе не те, кому они предоставлялись.
Еще один отслеженный вояж за границу Юлии Владимировны был в Грецию, начиная с 11 мая. К счастью, на этот раз визит проходил в непленарный период и преимущественно в выходные дни. Госпожа Тимошенко поселилась на вилле греческого миллиардера-судовладельца Виктораса Рестиса, хотя раньше никогда не была замечена в дружбе и даже знакомстве с ним. Провела там три дня, а еще была в это время замечена в Афинах во время оживленных переговоров с еще какими-то двумя местными бизнесменами. О чем могли идти переговоры с греческим миллиардером и какое отношение он может иметь к Украине? Это видно из ряда страниц его деловой биографии.
В первую очередь он не принадлежит к представителям чистого бизнеса и обладает значительными неучтенными средствами. Уже был арестован за аферу в First Business Bank, аналогичную той, через которую Игорь Коломойский выводил деньги из банка «Приват», засветился в разоблачительных документах о выводе средств в офшоры. Был инвестором аферистской структуры, которую раскручивали, в том числе и в Украине, Яннис Литиннас и Йоргос (Джордж) Даскалеас. На этой финансовой пирамиде погорело немало наших крупных бизнесменов. Правда, из этой аферы успел вовремя выйти и сейчас выступает свидетелем обвинения. А еще Рестис уже сотрудничает с украинским смарт-холдингом в области судостроения, очень интересуется украинской портовой инфраструктурой и не против был бы ее приватизировать или получить в управление.
Удалось ли им с Юлией Владимировной достичь договоренности и оформить какие-то гарантии, доподлинно неизвестно, но после этого визита в Украине началась мощная и дорогостоящая кампания «Новый курс Украины» на новых рекламных носителях…
Кстати. Только вернувшись из Греции и гневно обвинив на Согласительном совете и вторничном заседании парламента своих оппонентов, Юлия Владимировна спешно вылетела в Турцию, где ее следы затерялись. Сейчас просматриваю справку о бизнес-интересах вероятных турецких «инвесторов». В основном все то же: сельхозугодья, инфраструктурные объекты и еще предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Последнее немного встревожило, потому что помню, как в начале 2000-ых такому турецкому бизнесмену отдали в управление большой дрожжевой завод, кажется, в Одесской области, а он его успешно уничтожил меньше чем за год, потому что имел конкурирующее предприятие у себя дома. Но эту аферу проворачивали совсем другие чиновники еще времен раннего Кучмы. Политики поменялись, а методы, увы, не слишком…
Тарас Чорновил, специально для «Политеки»