Что принесут эмоции саммита «Большой семёрки»?
История 44-го саммита «Большой семёрки», который проходил в канадской провинции Квебек 8-9 июня, стала наглядным примером влияния чрезмерно эмоциональных выражений на реальную политику
«Базар Большой семёрки»
Это был саммит эмоций на всех трёх этапах – до, во время и после него. Событие оказалось совокупностью скандалов, одним цельным скандалом, который из-за этой чрезмерной для такого высокого уровня межгосударственного общения эмоциональности выражений стал похожим на бытовую ссору. С присущей для бытовых ссор специфической персонализацией обвинений и упрёков.
Обвинения партнёров по переговорам в нечестной игре, заявления, что для партнёров «место в аду», угрозы, что «заплатят дорого», — всё это придало саммиту влиятельных держав мира некоторое обрамление в духе ссоры базарных торговок.
Тень изоляции над Трампом
Ещё за несколько дней до начала саммита начали появляться признаки того, что президент США окажется на нём в одиночестве сразу по нескольким темам международной политики.
Политика Д.Трампа была неоднократно подвергнута критике лидерами других шести государств и из-за отказа от Парижского климатического соглашения, и из-за выхода из соглашения по иранской ядерной программе. В частности, ЕС учредил механизм защиты европейских компаний от американских санкций в отношении Ирана.
Никто из государств-членов «Большой семёрки» не поддержал решение президента Трампа о переносе посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Германия и Франция были в числе основных критиков данного решения.
Кроме того, США ввели санкции против России, а часть европейских держав выступила против таковых санкций в сфере энергетики. Например, в вопросах участия в реализации проекта «Северный поток — 2».
В связи с «историей Скрипалей» Д.Трамп распорядился выслать из США 60 дипломатических работников. Но потом был удивлён, что столько же совокупно выслали все европейские государства (включая саму Великобританию).
Но все эти обстоятельства не привели бы к большому скандалу, если бы не встал вопрос о больших деньгах. Именно введение Соединёнными Штатами пошлин на сталь и алюминий стало той критической чертой, за которой ширившееся среди американских союзников недовольство политикой Д.Трампа перестало быть просто критикой. Фактически, образовалась довольно сплочённая антитрамповская коалиция, развернувшая активные наступательные действия на позиции президента США.
И если в предстоящие саммиту дни канцлер ФРГ А.Меркель просто жёстко критиковала Трампа, то французский президент Э.Макрон пошёл дальше: озвучил угрозу не подписывать итоговое коммюнике. Даже премьер-министр Великобритании Т.Мэй, не слишком замеченная в критике политики американского президента, выразила своё однозначно негативное отношение к повышению пошлин Белым домом.
Вдобавок, в самый канун саммита Макрон прилетел в Канаду и дал совместную с Трюдо пресс-конференцию, в большинстве своем содержавшую критику внешней политики президента США.
Демарш. Почему вспомнили о России?
Всё это не могло не задеть Д.Трампа, с характерной для него эмоциональной восприимчивостью происходящего и эмоциональной реакцией на происходящее. Это однозначно была персонализированная критика именно его деятельности.
Саммит обещал выглядеть как «изоляция» Трампа со стороны традиционных союзников. Понятно, что этим однозначно воспользуются оппоненты президента в самих США. И потому Трамп решил устроить свою атаку в виде демарша в адрес шести государств. А именно: предварительно сообщили, что Трамп проведёт две встречи с лидерами государств, не подпишет итоговое коммюнике и покинет саммит до его завершения, потому что 9 июня отправится прямиком на встречу с Ким Чен Ыном (была назначена на 12 июня).
Да, Трамп с задержкой прибыл на саммит в Канаду, но после этого слишком заблаговременно прибыл в Сингапур. Вероятно, это была демонстрация Трампом того, насколько важные для мира вопросы решаются в его переговорах с лидером КНДР, и на этом фоне саммит «Большой семёрки» выглядит не слишком значимо.
Собственно, так же выглядят и слова Д.Трампа о необходимости возвращения России к работе «Большой семёрки», потому что РФ необходима для решения очень важных глобальных проблем. То есть, все шестеро государств не так важны для решения глобальных проблем, как РФ. То есть, заявление Трампа было в первую очередь средством подчёркивания малой значимости шести государств-членов «Большой семёрки» в глобальном контексте.
Конечно же, эти слова Трампа о необходимости возвращения России были косвенным проявлением его намерения встретиться с Путиным в ближайшие недели либо месяцы.
Получается, что решить важные для мира проблемы можно с Кимом и Путиным, а не с этими шестью государствами.
Почему случился скандал?
США все же подписали итоговое коммюнике саммита, но снова свою роль сыграли эмоции. Полагаю, что слова премьер-министра Канады Д.Трюдо о том, что Трамп ведёт нечестную игру, были чрезмерно недипломатичными, чрезмерно несдержанными и эмоциональными. Это было обвинение в адрес лично президента США, и тот отреагировал крайне эмоционально. В частности, заявил о нечестном поведении самого Трюдо и отметил, что народ Канады заплатит большие деньги за слова своего премьера. Трампа поддержали люди из его команды, рассказавшие о месте в аду персонально для Трюдо. В ЕС выразили свои эмоции в защиту премьер-министра Канады.
Кроме того, из-за слов Трюдо Трамп распорядился отозвать подпись США под итоговым коммюнике саммита.
Э.Макрон подверг критике решение президента США: «Мы провели два дня, чтобы подготовить текст и обязательства. Мы их придерживаемся, а всякий, кто их оставил, повернувшись спиной, показывает свою непоследовательность и неосновательность. Международное сотрудничество не может зависеть от гнева или коротких слов. Будем серьезны и достойны наших народов».
Очевидно, что эти упрёки тоже не слишком дипломатичны, а если точнее – балансируют на грани дипломатичности.
А.Меркель выразила разочарование позицией и поведением Д.Трампа, которое тот демонстрировал во время саммита и после него. Тоже довольно прямолинейно отреагировала.
Круг эмоций замкнулся?
Внешнеполитический аспект
Даже если уровень эмоциональности несколько уменьшится, то не следует ожидать возвращения прежних отношений между США и их союзниками из «Большой семёрки».
Похоже на то, что действительно время переговоров прошло, а сами переговоры оказались неэффективным способом решения совокупности проблем, порождённых политикой Д.Трампа. Собственно, можно говорить об одной проблеме для главных американских союзников, имя которой «Дональд Трамп».
Больше не стоит питать иллюзий, что президент США хоть в чём-то отступит. Настало время жёстких ответных мер, жёсткость которых может возрасти в силу рассмотренного скандала и эмоциональной вовлеченности в него лидеров нескольких влиятельных государств.
В ближайшие недели станет понятно, каковой будет для Трампа вторая часть цены его внешней политики, и в первую очередь — внешнеэкономической политики.
И станет понятно, будут ли ответные меры со стороны государств «Большой семёрки» настолько мощными, чтобы нанести урон поддержке Д.Трампа в самих США?
Возможно, что его поражение во внутриполитической борьбе и будет решением многим проблем, с которым столкнулись западные державы из политики Вашингтона в последние полтора года.
Внутриполитический аспект
В самих США эмоционально отреагировали на скандал оппоненты Трампа. Особенно стоит выделить заявление бывшего руководителя ЦРУ Джона Бреннана: «Ваши выходки и плохо продуманная протекционистская политика вредят нашему международному положению и национальным интересам. Ваше мировоззрение не отражает американских идеалов. Друзьям и союзникам: не беспокойтесь, мистер Трамп − это «временное недоразумение». Америка, которой вы ее знали, вскоре вернется».
Больше всего здесь интригуют слова о том, что прежняя Америка вскоре вернется. Очередные президентские выборы в США должны будут пройти в 2020 году. Как правило, избирательная кампания стартует приблизительно за год до дня выборов. Если же говорить о фактической ситуации, то избирательная кампания в США не завершилась, начавшись в 2016 году. Осенью 2018 года пройдут частичные выборы в Конгресс, и на них Республиканская партия и сторонники Трампа могут понести немалые потери. И если электоральные потери будут существенными, то откроют ли они прямой путь для импичмента президента?
Оппоненты Д.Трампа в США по итогам 44-го саммита «Большой восьмёрки» получили надёжных союзников в своей внутриполитической борьбе. Кроме этих шести государств ещё многие в мире желают изменения американской внешней политики.
Достаточно ли будет небывалого полномасштабного кризиса внешней политики США для реализации импичмента?
Закарпатская памятка Орбана для НАТОКорейский фактор
На фоне скандальных событий, связанных с канадским саммитом, саммит сингапурский Д.Трамп может записывать себе в важное достижение — и даже как некий триумф. Но если «лавры Сингапура» в течение ближайших недель увянут из-за новых фортелей КНДР, то президент США останется ни с чем перед лицом оппонентов, твердящих о провалах и об отсутствии побед. А тут ещё и основные союзники США, которые к тому времени развернут антитрамповское наступление «по всем фронтам».
Когда в марте 2018 года в результате увольнения с должности госсекретаря Рекс Тиллерсон ушёл из команды Трампа, вместе с ним президентскую администрацию покинуло и политическое благоразумие. И это наглядно видно по тому, насколько существенно отличается внешняя политика Белого дома при Тиллерсоне и после его увольнения.
Владимир Воля, эксперт-международник Украинского института анализа и менеджмента политики, специально для «Политеки», 14 июня 2018 года