Минимальная интенсивность и продолжительность дискуссии о продлении санкций против России на заседании Совета ЕС в конце июня не должны вводить в заблуждение: за полгода ситуация кардинально изменится, и главными актерами этого процесса станут именно европейские политики.
Они уже заложили фундамент процесса изменения позиции к экономическим отношениям с Россией. Возможно, у итальянского премьера Джузеппе Конте мало управленческого опыта, однако он во время саммита ЕС в Брюсселе продемонстрировал возможности для ряда европейских стран. Тема нелегальных мигрантов, активно раскрученная «звездно-лиговым» правительством Италии, не утихнет до декабря этого года, более того — может набирать все новые и новые обороты. Лидеры ЕС заявлением о достижении общих подходов разве что немного скрыли собственное стремление уйти на летние каникулы с минимальным багажом проблем.
Тема беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока остается серьезным катализатором дискуссий внутри Европейского Союза.
На первый взгляд, их не очень много для масштабов Европейского Союза (кстати, в Украине больше внутренне перемещенных лиц), однако разница в подходах к вопросу нелегальной миграции со стороны правительств разных европейских стран минимизирует возможности для выработки общей позиции. Абстрактный гуманизм больше не может стать общеевропейской движущей силой. Должны признать: ЕС вряд ли способен справиться с этой проблемой без фундаментального изменения собственной миграционной политики. Во всяком случае комментарии председателя Европейского Совета Дональда Туска и канцлера Германии Ангелы Меркель по этому вопросу лишены формального оптимизма.
Запланированная на 16 июля в Хельсинки встреча Путина и Трампа также существенно повлияет на европейский политический климат. Парадокс, но экстравагантный 45-й американский президент многим в ЕС сейчас кажется большим противником, чем 2-й и практически бессрочный российский.
Торговые пошлины, недавно введенные Соединенными Штатами, не просто наносят ущерб, но и стремительно разрушают миф о евроатлантической солидарности, тогда как Кремль умело использует имперский лозунг «Разделяй и властвуй». Напомню, что в известном интервью австрийскому телеканалу ORF в начале июня Путин заверил, что не намерен дестабилизировать ситуацию внутри ЕС, и ему там радушно поверили. Ничего удивительного: традиция business as usual непрерывно продолжается в Старом Свете с 70-80-х годов ХХ века, когда страны Западной Европы получали из СССР природный газ несмотря на его восприятие на Западе как империи зла.
Попутно вспомним о позиции Вышеградской четверки, члены которой проигнорировали мини-саммит ЕС по вопросам нелегальной миграции. Это не помешало после заседания Совета ЕС польскому премьеру Матеушу Моравецкому заявить, что ЕС взял на вооружение польские подходы к беженцам. Растущий тренд самоотверженной борьбы за собственную консервативную идентичность для центральноевропейских стран выглядит фактором, который помешает им найти общий язык с Брюсселем в вопросе совместной миграционной политики. Интересно, что Москва и Вашингтон — каждый по-своему — будут поощрять центральноевропейскую фронду.
С 1 июля Австрия председательствует в Европейском Союзе, а канцлер Курц является одним из последовательных «путинферштееров» в Старом Свете.
Он, кстати, недавно участвовал во встрече премьер-министров стран Вышеградской четверки, что позволяет предположить построение более тесных контактов между соседями. Вряд ли Австрия станет инициатором политического давления на Россию внутри ЕС, где решения принимаются консенсусом.
Стоит отметить, что Россия успешно использует проведение чемпионата мира по футболу для обеспечения роста своего влияния на мировой информационный порядок дня. Праздник футбола благодаря информационному сопровождению мощной пропагандистской машины, среди прочего, позволяет существенно минимизировать внимание цивилизованного мира к голоданию Олега Сенцова и других украинских политических заключенных. Вместе с тем Кремль умело дарит своим европейским союзникам аргументы для дискуссии о демократичности России и целесообразности ее тесного привлечения в мировые процессы.
Разбить кривое зеркалоНевозможно обойти вниманием тот факт, что следующее заседание Совета ЕС состоится в условиях приближения выборов в Европарламент, которые пройдут в мае 2019 года. Для Кремля крайне важно способствовать успешному выступлению евроскептических и радикальных сил в разных странах Европы, попробовать посягнуть на лидерство в Старом Свете Европейской народной партии. Поэтому политические союзники Путина приложат усилия для уменьшения санкционного давления на Россию, обосновывая этот шаг необходимостью восстановления контактов с ней и сохранения пространства для диалога. Поэтому Украине стоит нарабатывать варианты дипломатических действий на случай ослабления санкций со стороны ЕС и оживления России.
Евгений Магда, Институт мировой политики, специально для «Политеки»