Как известно, еще в 18 веке Французская академия наук перестала принимать проекты на создание вечного двигателя. Патентное ведомство США отказалось от этого более ста лет назад. Но что нам запад цивилизованный и запад дикий, ведь все мы знаем, что в представлении многих украинских политиков наша страна – родина слонов, поэтому нам вполне по силам построить Perpetuum Mobile. Во всяком случае бюджетный.
В этом году Украина получила под елочку бюджет, который впервые в истории перевалил за триллион. И это при том, что валовый продукт у нас двигается со скоростью окосевшей от капли самогона улитки.
Вспоминается знаменитая апория греческого философа Зенона: «может ли Ахиллес догнать черепаху». Суть ее заключается в том, что, согласно этой вымышленной, но логически верной ситуации, Ахиллес черепаху не догонит (если у нее есть фора во времени), ведь если он пробежит десять метров, она за этот же временной интервал преодолеет десять сантиметров, и так далее, то есть земноводное будет все время на миллионную долю миллиметра впереди. В жизни такое невозможно, а в математике – даже очень.
Примерно то же самое происходит и в Украине. Экономика еле двигается, но бюджет со скрипом выполняется. Хотя не совсем.
Если взять временной отрезок с января по май, то отставание было куда меньшим – всего 0,6%. Основной недобор зафиксирован в общем фонде – 3,5%. Провальным оказался именно июнь – поступления не достигли 80 млрд грн. и на более чем 12% отклонились от плановых показателей.
Если взять структуру поступлений, то налоговые платежи населения и бизнеса составили более 190 млрд грн. и даже на 1% превысили план. Системный недобор был зафиксирован в сегменте таможенных сборов – здесь было собрано 150 млрд грн. и отклонение от плана составило минус 3,3%. Примечательно, что если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, рост налоговых поступлений превысил 17%, а таможенных – лишь 8,7%.
Налицо уникальная ситуация: реальный сектор экономики не растет, но налогов с него сдирают значительно больше, как в известной истории про колхозную корову, которую в целях повышения эффективности решили больше доить и меньше кормить. А вот таможенные сборы выросли значительно скромнее, несмотря на то, что импорт в денежном выражении продолжает увеличиваться на 30-40% в год по некоторым товарным позициям, а падения цен на импортный товар и/или резкого укрепления гривны как бы не произошло.
«Но ведь растут же показатели» — радостно может воскликнуть эксперт «на выпасе», и будет трижды прав. Вот только при подсчете динамики роста налоговых показателей не стоит забывать про потребительскую инфляцию, а она у нас в прошлом году достигла 13,7%. А если брать индекс цен производителей промышленной продукции – то 16,6%.
Таким образом, если дать реальный слепок влияния ценовой динамики на уровень бюджетных поступлений, окажется, что налоговые отчисления, с учетом их приведенной стоимости, практически не изменились по сравнению с прошлым годом, а таможенные ушли далеко в минус, точнее, в чей-то карман, ведь, в отличие от национального товаропроизводства, поток «контрабаса» у нас не останавливается никогда.
Вот и зазвучали грозные обещания вывести полицию на таможенные пункты и боевой флот в открытое море. Выглядеть все это может весьма эпично.
Например, полицейские с новыми видами светящихся таможенных «жезлов», аки джедаи на боевых постах. Или морское сражение возле острова Змеиный с флотом контрабандистов, где плоскодонные боевые катера, по случаю склепанные на известной «кузне», встретят супостата с грузом китайских резиновых тапочек. Благо те, равно как и наша таможенная система, не тонут в воде. И кто-нибудь из «элиты», с суровым лицом, произносящий: «пусть каждый выполнит свой долг». По итогу всего этого вертепа останется лишь поставить колонну в честь событий на одной из площадей столицы. Чтоб было куда голубям гадить…
Самое примечательное, что наряду с падением поступлений в бюджет, НДС возмещался исправно: более 64,4 млрд грн. И шли эти ресурсы не в пользу малого и среднего бизнеса, а крупным ФПГ. Как говорится, провал провалом, а обед по расписанию.
В основе всей этой квазифискальной модели лежит обычный девальвационно-инфляционный механизм. Наш ВВП разделяется на два вида показателей – реальный и номинальный. Первый рассчитывается с учетом дефлятора (роста цен), второй – учитывается в фактических ценах и является базой для планирования бюджета и налоговых поступлений.
Как видим, начиная с 2014-го, фактический (номинальный) ВВП резко вырос, причем этот рост был обусловлен не увеличением реальной экономики, а инфляцией и девальвацией гривны. Первый процесс обеспечивал рост налоговых поступлений, второй – платежей и сборов по импорту.
В 2015-м году, при падении реального ВВП на 9,8%, инфляционный прирост валового продукта «подарил» правительству «надутые» 401 млрд грн. В 2016-м, инфляционный урожай составил 387 млрд грн. и его замедление было обусловлено снижением уровня инфляции и стабилизацией курса гривны. Но в 2017-м инфляционный прирост резко увеличился до 587 млрд грн., хотя экономика выросла всего на 2,5%.
Можно сказать, что в прошлом году был пойман «эффект волны» от предыдущего инфляционно-девальвационного разбега, усиленного ростом внутреннего потребления, подогретого деньгами «заробитчан» (тоже не продуктивный фактор развития). Плюс соответствующий рост импорта, а НДС, начисляемый на его стоимость – ключевая статья доходов бюджета. Но в этом году данная модель налетела на неожиданное препятствие как челюсть стиляги на кулак десантника в день ВДВ.
Нацбанк решил озаботиться вопросами инфляции и резко поднял учетную ставку до 17%, в результате чего охладил инфляцию и остановил зимний девал по гривне.
Как обычно это у нас бывает, вместе с водой, выплеснули и ребенка. Уродливого ребенка в виде правительственной модели выполнения бюджета за счет инфляции и девальвации национальной валюты, которая позволяла чиновникам в буквальном смысле ничего не делать все последние четыре года и рапортовать о том, что пенсии и зарплаты выплачены, не замечая, что их покупательная способность сокращается с каждым годом, и монетка в одну гривну до боли напоминает старую-добрую копейку (это как раз тот случай, когда форма соответствует содержанию).
Рост ВВП – только цифра: Украина стала сырьевым придатком развитых стран
В общем, украинская апория закончилась тем, чем и должна: Ахиллес догнал черепаху и с чувством «от…чехвостил» ее. А наши элиты, как известная пушкинская старуха, оказались у разбитого корыта: ведь для выполнения бюджета остался лишь один путь – инфляция и девальвация, а Нацбанк стал отныне не столь отзывчив на просьбы правительства. И если раньше наши чиновники следовали принципу: «Хочешь сто миллионов? Да бери усе, я себе еще нарисую!», то сейчас все больше приходится жаловаться своим внешним «кураторам»: «Гриша, ты наблюдал, как эта врангелевская морда била меня в морду? У, гадский папа!»
Алексей Кущ, экономист, финансовый аналитик, специально для «Политеки», 9 июля 2018 года