По фейсбукам разносятся неприличные звуки. Предвыборную страну неудержимо пучит.

«Медведчук купил партию «За життя». «Медведчук купил главные информационные телеканалы страны», «Самолет Медведчука возит оппозиционного политика», «Человек Медведчука возглавил НьюсВан»…

Не заголовки статей, а метеоризм какой-то!

А вот не надо было на радостях после Евромайдана закусывать лежалыми тухлыми консервами. Это я про выборы президента, который на днях как бы извинился за свое обещание быстро остановить войну.

Теперь останавливать войну нам взялся Виктор Медведчук и его команда. Не за часы, конечно — юрист свой язык контролирует, но тоже мало не покажется.

Про Медведчука надо знать три вещи.

Во-первых, никакой он не политический демон и темный гений. Скорее, бес-манипулятор.

Я встречал блестящих интриганов, которых можно было выкинуть посреди Сахары, оставив только телефон спецсвязи, и уже через месяц они бы вернулись в узкий круг вершителей судеб.

А Медведчук самостоятельно — один среди многих. Своей влиятельностью он обязан тем, что за ним всегда стояла сила. Сначала КГБ, потом поздний Кучма, сейчас Путин.

Кстати, старт российской карьеры Медведчука связан… не поверите, с Александром Роднянским! Тогда Медведчук с Суркисом после отжима Вадима Рабиновича курировали «1+1», а Роднянский выстраивал схему совместного производства сериалов с российскими телеканалами и часто бывал в Москве.

И познакомил Виктора Медведчука с Маратом Гельманом, тогда идеологом, который был у Кремля в великом фаворе. Гельман из фавора давно выпал, теперь он галерист и арт-провокатор, а вот Медведчук в кремлевских позициях только укрепляется.

Во-вторых, как публичный политик Медведчук откровенно слаб. Его можно назначить на высокий пост, хоть премьер-министром, но вот занять высокую выборную должность он не способен, и в глубине души это знает. Поэтому его стихия — закулисное манипулирование людьми и обстоятельствами.

В-третьих, Медведчук опасен системностью. Он умеет подбирать команду из умных, которых слушает, оценивает ситуацию, вырабатывает план действий и методично его реализовывает. Его грузовик не ставит рекорды скорости, но пока водители «Феррари» заигрывают с болельщиками, отвлекаются на поклонниц и позируют для рекламы, неказистая фура Медведчука приходит на финиш в числе лидеров.

Поэтому то, что Виктор Владимирович выбрался из схрона и внаглую попер по всем фронтам — это не импровизация, с ним такого не случается, а просчитанная операция, одобренная и ресурсно поддержанная Кремлем и согласованная с Банковой.

Путин 20 тихо

В чем игра Медведчука?

У него это всегда многопланово, вариативно, с гибким целеполаганием. Это означает, что почти равнозначных целей несколько, и он выбирает ту, которая представляется более достижимой в данных обстоятельствах.

В первую очередь, он будет всячески продвигать мир на российских условиях. Это прямые переговоры Украины с марионетками недоимперии из ДНР-ЛНР, «особый статус», амнистия боевиков, выборы на Донбассе под фактическим контролем РФ — в общем, ядовитые закладки «минска», о которых сегодня опасается упоминать даже Петр Порошенко, который сам же о них и договорился.

Еще одна тема Медведчука — продвижение лидеров и партий, которыми он способен управлять. Управлять, в основном, через финансы и наличие разнообразного компромата.

Особая пикантность в том, что сам факт сотрудничества политика с Медведчуком уже является убойным компроматом: сейчас достаточно пару раз мелькнуть в его компании – и уже не отмыться. Вот это свое гуталиновое свойство Виктор Владимирович будет использовать по полной.

И об этом стоит помнить горячим оппозиционерам вроде Анатолия Гриценко, которые наивно полагают, что смогут прийти к власти с помощью олигархической системы, чтобы потом эту систему разрушить изнутри. Эти трюки с Медведчуком не проходят.

Третья медведчуковская тема — всесторонняя дестабилизация Украины: политическая, экономическая, дипломатическая.

Это будет изобилие заказных «аналитических» материалов и выступлений политиков о том, что крах страны неизбежен. Будет стравливание разных групп населения и разных регионов, максимальное обострение существующих противоречий и инициирование новых. Вполне возможны явно провокационные акции вроде поджогов синагог и прочая дискредитация национально-освободительного движения — патриотов Украины он ненавидит еще со времен Васыля Стуса.

Такая дестабилизация, с одной стороны, способствует скатыванию ослабевшей Украины в лузу недоимперии. С другой, повышает акции самого Медведчука как «антикризисного менеджера». Причем, в его отработанном до автоматизма стиле «сам устраиваю, сам и разруливаю».

Есть и четвертая тема: Медведчук станет всячески противодействовать любым общественно-политическим начинаниям, которые способны привести к слому олигархической системы власти. Во всяком случае, тему Общественного Договора он определил, как опасную для своих целей еще два года назад и ставил палки в колеса уже тогда. Вплоть до силового срыва публичных обсуждений ОД, хотя в то время они выглядели чисто академическими мероприятиями.

Вот для всего этого Виктору Медведчуку и нужны политики, партии, телеканалы, сайты и прочие пропагандистские возможности. И совершенно все равно, рулит ли каким-то каналом давно одиозный Андрей Портнов или пока непримечательный Артем Марчевский — все они будут действовать как элементы единой машины.

Андрей Портнов,

Спрашивается, неужели о такой очевидно антиукраинской деятельности Виктора Медведчука ничего не известно, к примеру, СБУ?

Да все там прекрасно знают, с фамилиями и датами! Но даже просто потревожить Виктора Владимировича Президент Порошенко не позволит. Особенно, сейчас.

Дело в том, что его избирательная кампания строится на показном патриотизме и словесном противостоянии с Россией. При этом крайне важно, чтобы в Кремле не психанули и не полезли к нам с серьезной эскалацией, с авиацией и ракетами, как в Сирии. Потому что тогда пропагандистский лозунг ПАПа об «одной из сильнейших армий Европы, построенной его личными усилиями» немедленно рухнет: противотанковые «Джавеллины» у нас уже есть, а вот зенитных «Пэтриотов» пока нет.

Соответственно, Порошенко необходимо, чтоб рядом с ним всегда был человек на доверительной связи с Кремлем, успокаивающий тамошних психопатов под санкциями, что вся антироссийская риторика — лишь предвыборный ход. И после переизбрания пойдет активная реализация «минска», которому, как многократно подчеркивал ПАП, «альтернативы нет».

Фигуры лучше Медведчука на роль такого «успокаивателя» не существует.

Пока не имею подтверждения, но не удивлюсь, если выяснится, что Виктор Медведчук взялся подсобить Петру Порошенко с перевыборами. Возглавить какой-то неформальный избирательный штаб, четвертый или пятый по счету. Тем более, что насчет сохранения власти олигархата они полные единомышленники.

Помнится, в 2004 году Медведчук таким же образом помогал избраться Виктору Януковичу, с которым они не только враждовали, но и сотрудничали душа в душу в противодействии Виктору Ющенко.

Результат той помощи общеизвестен. И вряд ли в этот раз будет иначе.

Так как что бы Виктор Медведчук ни обещал, с кем бы он ни сотрудничал, он всегда действует в интересах той силы, что за ним стоит, не забывая и себя, любимого.

От метеоризма помогает активированный уголь. От медведчуковщины поможет общественная активность, помогающая избирателям понять, в чем его истинные цели, и кто является его вольным или невольным пособником.

Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для «Политеки»