Признаки испуга:

  1. Отсутствие «махания шашкой» после того, как во всём обвинил «сошедшую с ума» ФРС.
  2. Отсутствие торговой войны с европейцами по вторичным санкциям в отношении Ирана.
  3. Взвешенная и осторожная позиция на переговорах с Китаем.
  4. Отсутствие анонсированной ещё летом второй волны антироссийских санкций.
  5. Вялая реакция на Керченский кризис.

Причины испуга:

  1. Понимание, что мегаобвал может начаться в США.
  2. Понимание, что глубина мегаобвала гарантированно будет больше, чем в 2008 году.
  3. Понимание, что рациональная часть его предвыборной программы в виде налоговой реформы, структурной реформы экономики, политики возврата в США вывезенных в Китай производств, превращения США в энергетическую империю полностью провалились.
  4. Понимание, что верных и влиятельных союзников/вассалов во внешней политике почти не осталось. Союзников внутри США тоже заметно поубавилось.
  5. Понимание, что научный экономический мейнстрим мало поможет ему как в плане точности прогнозирования, так и в плане эффективности рекомендаций. Рассчитывать придётся на свой опыт и игровое чутьё.
  6. Не желание следовать примеру европейских лидеров, активно теряющих поддержку электората, в то время как поддержка евроскептиков и правых резко взрастает.
  7. Понимание, что в случае возникновения в США таких массовых протестов, которые сейчас происходят во Франции, жертв будет на порядок больше.
  8. Понимание, что в случае самостоятельного, т.е. без поддержки союзников, ведения торговых войн и санкций, США проиграют больше, чем выиграют.

Видя такое развитие событий, на месте Трампа испугался бы любой. Тем более что эксцентричность Дональда Трампа является показной, актёрской, маскирующей прожженную рациональность матёрого игрока. В условиях позиции рефлексии важно как время, на неё потраченное, так и глубина базовых стереотипов, подлежащих пересмотру. Ни один современный политик не в состоянии дойти и до середины этой глубины, т.к. слишком многое придётся пересмотреть, и этим займётся целое поколение.

В этих условиях стратегия Трампа продолжает оставаться вполне себе прогнозируемой. И мне в очередной раз остаётся подтвердить прогнозы прошлых лет. При этом следует понимать особенности национальной украинской песочницы, где общий вопрос: «Трамп – это друг Украины или как?» не имеет смысла.

Дональд Трамп Петр Порошенко

Противоречия внутри Украины между властью, контролируемой олигархами, строящей в стране современное сословное общество и формирующейся снизу демократической Украиной не намного меньше, чем с российским агрессором.

Любая внешняя сила, поддерживающая одну сторону, автоматически вступает в жесткое противоречие с другой.

Поэтому рассмотрим более конкретный вопрос – что зарождающейся украинской демократии более выгодно — смягчение санкций по Ирану и отсутствие торговой войны с Китаем или наоборот – ужесточение вторичных санкций по Ирану и взаимное повышение пошлин США и Китаем с 10 до 25%?

Конечно же, более выгодно первое. Логика развития цивилизационного кризиса такова, что гипотетическое резкое обострение противостояния США и Китая маловероятно в качестве долгосрочной перспективы. Впрочем, как и стратегический союз между ними.

А ситуативный, временный союз против кого-то третьего вполне себе вероятен.

Давно его прогнозирую, но попробуйте определить против кого США и Китай могут дружить? Дружить временно, опасаясь необоснованного усиления, пока ещё союзника, в случае общей победы. Историческая аналогия здесь очевидна — союз Англии и Голландии против Испании в первой половине XVII века. Да-да во время Тридцатилетней войны, точнее, Первой Тридцатилетней войны…

Не берусь прогнозировать что по этому пути пойдёт именно Дональд Трамп, но то, что именно он сделает первые шаги в этом направлении, представляется вполне вероятным. А не Трамп, так его преемник.

владимир путин руки

И не следует опасаться «зрады» со стороны союзников. Не потому, что они такие честные, а потому, что им это не выгодно. Обратите внимание, что во время Керченского кризиса Украину однозначно поддержали страны, которые я давным-давно отнёс к странам с благоприятными сверхдолгосрочными перспективами. А двойственную позицию заняли страны либо с неблагоприятными перспективами, либо вообще с вероятностью собственного распада. Их значимость осталась в прошлом. Сейчас толку от таких союзников было немного.

Неудивительно, что жестко неблагоприятные страны в попытке спастись от неминуемого распада/перформатирования хватаются за любую гипотетическую соломинку, вроде примиренчества с Россией. Это пока. Пока в результате мегаобвала и начала смуты они не осознают, что единственный шанс смягчить свою смуту состоит в освоении неосвоенного на достигнутом технологическом уровне, т.е. России, Украины, Беларуси и Казахстана.

И не следует пугаться Российской агрессии «под шумок», когда начнётся мегаобвал и всем, временно, будет не до того.

Распад России не остановить: последствия Керченского конфликта

России тоже будет очень даже не до того – обвал цен на ресурсы быстро лишит Россию средств на крупномасштабную внешнюю агрессию. Впрочем, падение цен на нефть уже лишает. Она, конечно, ещё может вырасти вместе со всеми надутыми пузырями.

Но очень ненадолго – последний всплеск перед тем, как лопнуть. То же самое можно сказать и в отношении Украины – падение цен на сырьё сделает нерентабельным большую часть традиционного бизнеса украинских олигархов – добычу и экспорт сырья/полуфабрикатов. Это будет означать конец и путинского режима, и власти украинских олигархов…

Петр-порошенко-импичмент

Владимир Стус, аналитик, прогнозист, консультант по стратегии

Напомним, Дональд Трамп: Позвонил Путин, плачет в трубку.

Как писала Politeka, новый президент Грузии Саломе Зурабишвили отказалась сотрудничать с Путиным, подробности.

Также Politeka писала, что Путина высмеяли из-за нового позора на саммите.