Украинцы жили в эпоху позднего Брежнева, поэтому времена раннего Гройсмана воспринимают просто как очередное «интересное время». И если китайцы желают своим близким не жить в период, когда каждые пять минут происходит что-то глобальное, то наши сограждане просто не представляют, как может быть иначе.

Посудите сами, ну в какой еще европейской стране президент скажет главному почтальону Печкину: «Слышь, зарплату сними».

Только представьте: выходит, например, седовласый старец Серджо Маттарелла, президент Италии, и, обращаясь к руководителю Poste Italiane, заявляет: «Уменьши зарплату, а то я за себя не ручаюсь, мамой клянусь…»

У нас же длинный ряд нулей в зарплатной ведомости вначале почитался чуть ли как главный маркер реформ, бессмысленных и беспощадных, как русский бунт, и каждый «голубой воришка» мог заявить: «Я почему раньше взятки брал, потому что у меня зарплата маленькая была, а сейчас я добрым стану».

Ну а теперь власть решила играть на понижение, наивно полагая, что это как-то повлияет на повышение ее рейтинга.

Времени остается мало, и за пару месяцев нужно как-то расчистить то место, куда «ходили по большому и по малому» — то есть сознание электората. А для этого просто необходимы максимально простые смыслы, сдобренные соленым словцом, почерпнутым где-нибудь на рынке при общении с грузчиками.

Владимир Гройсман

Учитывая состояние нашей экономики, где критическая масса непрофессионализма приближается к ядреному взрыву, и тот факт, что на властном олимпе собралось сонмище «непуганых умников наоборот», повод для очередного вброса навозного шарика в ряды электората особо искать не приходится.

На этот раз постарались облгазы, которые, мягко скажем, не пользуются народной любовью. Уже который месяц они мучают абонентов сообщениями о якобы накопленных ими долгах за прошлые периоды и даже пытаются сдирать дополнительную плату за доставку газа.

«Да как это они посмели», — не удержался премьер, и группка облгазов сиротливо завопила в углу: «Не вели казнить».

Но премьера просто так разжалобить не удастся. «Их надо вжарить по первое число, потому что монополисты уже сели на голову и свесили ноги», — заявил он. Уже в ближайшее время, облгазы необходимо привести в чувство с помощью глобальной проверки.

Процесс «вжаривания» вызывает уж слишком пикантные ассоциации, особенно у любителей немецкого кинематографа. Сразу вспоминается сценка из старого фильма «Человек с бульвара Капуцинов»:

— Если он дотронется до нее пальцем, я перегрызу ему глотку.

— Я буду участвовать.

Многие из тех, кто услышал заявления премьера, тоже не прочь поучаствовать в процессе «вжаривания» облгазам, тем более что сей процесс не только приятный, но и денежный. Это как раз тот случай, когда за удовольствие не то что не нужно платить, но еще и можно получить умеренную плату.

Хотя ключевая фраза для понимания была не эта: «Я тоже видел это в СМИ, и обеспокоен, потому что людям начисляют какие-то причудливые долги. Заявляю: платите не более 8,55. И только по счетчику. Все остальное — мошенничество. Никаких прошлых долгов быть не может».

Гройсман

И вот тут, как говорится, произошло стретенье эпохи позднего Брежнева и раннего Гройсмана. Дело в том, что подавляющая часть абонентов в городах не имеют газовых счетчиков, и потребление газа для них рассчитывается по так называемым нормам. В прежние годы – это был клондайк, ведь списывались на население одни объемы, а реально потреблялись совершенно иные. Но за последние годы адрес копилки поменялся.

Отныне кэш-фло начали концентрировать в несколько ином месте, том самом, где очень любят американских мам. А облгазы вместе с их хозяином оказались на обочине истории, и социальные нормы потребления начали усиленно резать.

В результате образовался некий объем неоплаченного газа Х, который теперь нужно как-то раскидать по абонентам.

При чем тут Брежнев? Просто вспомнился анекдот о том, как ветераны попросили Леонида Ильича распорядиться удлинить усико на пробке дешевой бутылки водки. На что генсек ответил, откручивая пробку элитной «Столичной»: «И зачем тут усико».

Точно так же поступил и премьер: «платите по счетчику» — посоветовал он абонентам, у которых этого самого счетчика отродясь не было. Прозвучало сие почти как: «Пилите гири».

Что имеем в сухом остатке.

Благодаря росту цены на газ украинской добычи так называемая энергетическая составляющая в цене газа выросла до 80%, в то время как в ЕС – 44%.

Это значит, что денег на развитие сетей и установку тех же счетчиков у транзитных компаний практически не останется. Сейчас весь доход от продажи газа населению и предприятиям ТКЭ втягивается в Нафтогаз как в гигантскую воронку.

У облгазов остается лишь один путь – медленная смерть, в процессе которой их будут еще и вжаривать. Страшный процесс.

Ну и в итоге – сбывается розовая мечта руководства Нафтогаза, когда именно эта компания ликвидирует всех посредников и будет продавать газ напрямую населению и коммунальщикам.

Под благовидным предлогом ликвидации прокладок. И если европейские друзья все еще ждут от НАК-а завершения анбандлинга, то есть разделения его на три независимые структуры по добыче, продаже и транзиту газа, то в самой компании готовят анбандлинг навыворот, когда все эти функции станут еще более монолитными.

Власть хочет обобрать главного инвестора страны: кто из украинцев останется без денег

И вот тогда к энергетической составляющей цены на газ можно будет смело добавлять и транспортную наценку в виде затрат на сети, узлы учета и т.д., в результате чего кеш-фло новоявленного монополиста станет еще плотнее, а карманы простых украинцев – ветренее.

Как это может быть, можно увидеть на практике славного города Кропивницкого. Так, недавно был опубликован аналитический материал касательно новых тарифов на тепло и ГВС. И что же мы увидели? А увидели очередного «кролика в цилиндре»: самое дорогое тепло именно в Кропивницком – по цене 1853 грн/Гкал.

Это, наверное, потому, что Кировоградгаз принадлежит Нафтогазу и здесь реализуется «розовая мечта» руководства данной компании — продажа газа населению «без посредников» (в данном случае – через своего «посредника»).

В общем, все как всегда: в Украине с коррупцией почему-то борются с помощью повышения тарифов, а не судами и следственными органами, а «рынок без посредников» вах как неожиданно приводит к росту цен на тепло. Все «алогично», но это никак не влияет на «цветастых попугаев», которые на всех эфирах вещают о том, что коррупция в Украине будет окончательно побеждена лишь тогда, когда мы наконец выйдем на показатели самого дорогого газа в мире.

Во всей этой истории удивляет лишь одно. На фоне традиционной нелюбви правительства и Нафтогаза кому-то удалось использовать первое для расчистки поляны для второго. Неплохой дирижер, скажу я вам, постарался. И идея хорошая: ликвидируя прокладки, превратить всю страну в один большой памперс.

Алексей Кущ, экономист и финансовый аналитик, специально для «Политеки», 17 декабря 2018 года

Напомним, газ для Украины достиг рекордной цены.

Как сообщала Politeka, Квартал резко обратился к властям через тарифы.

Также Politeka писала, что Украина больше не будет зависеть от чужого газа.