Если вы считали, что военное положение (ВП) — это чтобы резко повысить обороноспособность, пресечь «пятую колонну» и коррупционеров всех мастей — то вы обычный патерналистский гражданин Украины.
А если вы формируете свои взгляды без подсказки телевизора, то знаете: все, что вроде бы делается под ВП, вполне можно и нужно делать и без объявления военного положения.
То есть введение нынешнего ВП было тестом украинского общества на электоральную стрессоустойчивость, а сейчас оно превратилось в типичный пиар-фейк от власти.
Поэтому множественные пророссийские провокаторы и разномастное жулье чувствуют себя не просто спокойно, а в демонстративной безопасности. Их не то что не арестовывают, их наоборот — отпускают на волю чуть ли не с напутствием «плодиться и размножаться».
Лично меня шокирует нежелание власти соблюдать хотя бы внешние приличия. Ну, это как бомжам все равно, как они выглядят и пахнут.
Насиров, Продан, Семочко, Кулик и подобные — что мешает президенту Порошенко не то что отправить их на зону, а аккуратно уволить и убрать с информационного горизонта, сняв аллергию, которая возникает в обществе? Попутно заслужив имидж антикоррупционера накануне президентских выборов?
Так нет, налоговик Роман Насиров восстановлен в должности по суду, его бывший подчиненный Мирослав Продан, скорее всего, тоже получит поддержку замысловатой украинской фемиды, разведчик Сергей Семочко и прокурор Константин Кулик, несмотря на кучу вопросов к ним, продолжают на свой манер крепить обороноспособность страны… И подобных примеров калибром поменьше в нете полно, как котиков и собачек.
Так почему? Это ж не тот расклад, когда упертый Виктор Янукович не желал сдавать своих силовиков под давлением Евромайдана, потому что силовики просто разбежались бы? Петру Порошенко свержение не грозит, да он и поумнее-похитрее будет.
Мне скажут, что упомянутые персонажи много знают: Насиров и Продан — про зарабатывание на налогах, Семочко и Кулик — про зарабатывание на войне.
И что? Александр Онищенко знал не меньше, причем непосредственно о Петре Порошенко и его окружении. Но когда они разошлись в оценке экзистенциальной истины в трактовках Кьеркегора и Хайдеггера, это ведь не помешало ПАПу разорвать на подковы весь бизнес Онищенко, выжать его за границу и временами доставать даже там.
А что такого ошеломительного может знать тот Семочко, кроме вражеского гражданства своих ближайших родственников?
Не катит и предположение, что скомпрометировавшие себя чиновники являются такими крутыми профессионалами, что без них рухнет наша экономика, фискальная система, разведка и контрразведка, да и вообще все. Потому что состояние государственных дел у нас однозначно характеризуется самым большим за всю историю Украины госдолгом и тем, что в наши внутренние дела начинают вмешиваться не только недоимперия, но вполне европейские соседи.
Так что тогда?! Рациональными представляются два объяснения, представляющие две стороны одного печального процесса.
Первое: нашей власти во главе с Петром Порошенко уже давно плевать на умонастроения украинского общества. Президент понимает, что по итогам правления ему не светит выиграть выборы относительно честно, поэтому придется откровенно манипулировать, запугивать, подтасовывать и пользоваться всеми остальными способами сохранения власти, которые никак не соотносятся с симпатиями электората.
Так зачем тратить усилия на избавление от проштрафившихся чиновников, если впереди все равно маячит какой-то теракт или иная масштабная провокация?
Второе: система госуправления в условиях, когда основной целью чиновников стало не процветание общества, а личное обогащение, деградирует настолько, что уже не способна к функционированию и живет по иррациональным правилам. То есть принцип «Не сдавать своих, даже если они безусловно виновны» преобладает над инстинктом коллективного самосохранения.
Ярким подтверждением второго объяснения служит распространенная практика госслужащих, помимо всепроникающей коррупции, еще и назначать себе заоблачные заплаты и просто космические премии. Причем вышестоящее начальство взирает на всю эту зарплатную вакханалию в самой нищей стране Европы снисходительно и с пониманием.
Знаете, почему? Не во всех, но во многих сферах Украины существует теневая практика, когда чиновник в течение определенного срока отдает часть зарплаты тому, кто его на должность завел. Такая вот неофициальная торговля должностями. Потому и зарплаты такие, что начальство в доле.
Плюс цепная реакция создания новых бессмысленных бюрократических контор вроде государственной социальной службы или госслужбы по вопросам этнополитики, где тоже потребуется штат с высокими зарплатами.
Вот это все — наш неповторимый путь в Европу, как убеждает с плакатов Петр Порошенко? Торжество и безнаказанность махровых казнокрадов, неприкосновенность высокопоставленных адептов «русского мира», украинские воины в качестве заложников властных политических схем — достижения, которые гарантируют нам и нашим детям будущее, в котором хочется жить?
И все это на фоне кривобокого показушного военного положения и грозной патриотической риторики, которая издевательски сочетается с запугиванием общества в стиле «Путин нападет»…
Вот именно поэтому власть надо менять — на кого угодно. Не вижу вариантов, чтобы на публичных выборах у нас победили бывшие регионалы под руководством Виктора Медведчука. А вот вследствие закулисных договорняков нынешней власти — запросто.
Еще хуже ситуация в Украине стать может. Но вот недостойнее — уже нет.
Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для «Политеки»
Напомним, пленным украинским морякам впервые дали возможность связаться с родными.
Как сообщала Politeka, Украина разорвала все связи с РФ.
Также Politeka писала,что Порошенко умер: в России пошли на немыслимое и уже начали оправдываться.