В Интернете поспешили окрестить нынешнюю кампанию «комик-выборами».
Хотя артист юмористического жанра среди кандидатов у нас предвидится только один. А вот людей с многозвездными погонами аж трое: Валентин Наливайченко, Игорь Смешко, Николай Маломуж. Причем, все они — из спецслужб.
Так что, пытливые сограждане и вялые соотечественники, грядущие выборы оправданно называть и комическими, и джеймсбондовскими.
Кстати, упомянутые — вполне адекватные генералы. Чувствуют социальный запрос на «твердую руку». Находятся в оппозиции к нынешней власти, что куда честнее, чем позиция руководства СБУ, неубедительно имитирующего борьбу за национальную безопасность, а на деле обслуживающего Президента Порошенко в его надежде переизбраться. Хотя толку от них негусто: тот же Сергей Березенко с его штабом, вооруженным концепцией «покупной демократии», может повлиять на результаты существеннее, чем все СБУ вместе с разведкой.
Приходится констатировать, что эти выборы — самые непредсказуемые за всю историю Украины. И самые парадоксальные, так как все фактически определится в первом туре, хотя туров будет, конечно же, два.
Попытаюсь объяснить.
Прежде всего, серьезный разговор можно вести насчет шансов лишь трех кандидатов.
Святослав Вакарчук, наш политический Пьеро, додержал сценическую паузу до того, что публика начала покидать зал.
А с Анатолием Гриценко происходит именно то, что он, как авиатор в прошлом, должен прекрасно понимать. Дело в том, что Гриценко — не самолет. Не испытанный пассажирский лайнер, как Юлия Тимошенко. Не новомодный беспилотник, как Владимир Зеленский. Не даже перегруженный всяким скарбом кукурузник, как Петр Порошенко.
Гриценко — воздушный шар, который неплох, когда ветер попутный. Но чем ближе ко дню голосования, тем сильнее встречные порывы, которые сбивают безмоторный шар с курса и прижимают к земле. Что и фиксируют социологи на своих радарах.
Поэтому будем рассуждать о несвятой троице, среди которых должен остаться только один/одна.
У Тимошенко — все гладко. На днях пройдет съезд, подгаданный под День Соборности Украины. Это символично, так как ЮВТ совсем не греет перспектива руководить расколотым обществом вдобавок к неминуемому ее противостоянию с враждебными Верховной Радой и Кабмином.
После съезда с выдвижением Юлии Тимошенко кандидатом в Президенты, начнутся ее выезды на места. Что, конечно, не столь эффектно, как презентация новоявленного Грааля, но электорально эффективно. Трудно представить, что должна сделать или, наоборот, не сделать команда ЮВТ, чтобы их лидер не вышел во второй тур. А вот там — точка сингулярности, где все нелинейно.
Зеленский продолжает озадачивать. Поначалу представлялось, что его единственная функция — это антиракета, то есть, сатирическая нейтрализация Святослава Вакарчука. Но Вакарчука на выборном горизонте не видно, а Зеленский остается на боевом дежурстве.
Потом у экспертов родилась гипотеза, что Владимир по непререкаемой просьбе Игоря Коломойского должен не пустить ПАПа во второй тур.
Интересная придумка. Но для этого вполне достаточно поизображать перед публикой сериального «слугу народа». А из регионов поступает инфа, что там формируются натуральные штабы Зеленского, куда приглашают на работу агитаторов, наблюдателей и прочих специалистов. А это — деньги, и немалые.
Спрашивается: зачем? Защитить в избирательных комиссиях результаты Владимира Зеленского можно и с помощью наблюдателей Александра Шевченко — тоже нечужого Коломойскому проекта. Чем-чем, а расточительностью ИВК никогда не отличался.
Тогда получается, что Зеленский хочет иметь собственные, им управляемые избирательные штабы. То есть, не намерен играть вспомогательную техническую роль на выборах. Закружилась голова от внимания публики? Так вроде он привычный.
Вот же ж загогулины какие замысловатые получаются… И ситуация с хитросплетениями прояснится лишь со временем.
Зато с Петром Порошенко все очевидно: он явно улетел в клерикальный астрал.
Его затея с явлением томоса народу — это тривиальное тщеславие и ничего больше. ПАПу очень хочется не просто уважения, а именно почитания и вот — дорвался. Как бы… это, от елея не слипся.
Неужели Президент и взаправду верит, что подлинная автокефалия (при ее несомненной значимости!), до которой еще, как до Вифлеемской звезды, поможет ему на выборах? То есть, предстоящее сугубо духовное событие вытеснит из сознания украинцев сегодняшние вполне осязаемые материальные трудности?
Тогда это будет чудо сродни превращению воды в вино. Этакая «монетизация церковных субсидий».
Но мы ведь понимаем, что под благочестивые причитания в ночь выборов вполне земные фальсификаторы начнут рисовать ПАПу процент, необходимый для выхода во второй тур… Как все это может сочетаться в одном человеке, ума не приложу? Он либо не верит и не боится Бога, либо у него какой-то свой, особый бог, взятый напрокат в слепом трасте.
А во втором туре для любого соперника ЮВТ — что ПАПа, что ВАЗа, сработает правило достаточного преимущества.
То есть, если при официальном объявлении результатов сохранится нынешний отрыв Тимошенко (8-10%), то циничные штабисты Порошенко побегут сдаваться на милость победительницы. А если во втором туре окажется Зеленский, то его штабисты при таком отрыве просто не станут надрываться, так как выход во второй тур — уже сенсационный успех.
Но если отрыв составит около 5%, то Порошенко нарисует нужный ему результат, а Зеленский сможет мобилизовать протестный электорат на столь достижимую победу.
Именно поэтому я и утверждаю, что выборы у нас почти гарантированно пройдут в два тура, но результат будет понятен уже по результатам первого.
Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для «Политеки»
Как сообщала Politeka, известный российский артист высказался о президентсве Зеленского: «очень зол на Владимира».
Также Politeka писала, что Гриценко был бы идеальным выбором, — Андреас Умланд.