Отечественные чиновники как таинственные капитаны «Немо» (от латинского слова Nemo — «Никто») решили выглянуть в трубу перископа и вдруг обнаружили, что украинцы бедны.

Нет, конечно, на различных ток-шоу они продолжают рассказывать о киевских «ресторанах», где не «протолкнуться» и о дорогах, забитых иномарками, плоско намекая на то, что украинцы, на самом деле, не бедны, а прибедняются.

Но в официальных документах, коим является программа Кабмина по борьбе с бедностью, приходится «входить в берега».

гройсман

Итак, Кабмин признал, что уровень бедности в стране остается «стабильно высоким». А стабильность, как мы знаем из футбола, признак «класса». Получается, что не взирая на «144 реформы», экономические изменения пока очень слабо конвертируются в наличность обывательских кошельков. Напоминает это известную фразу «Маэстро»: «все нормально, падаем!».

Но сказав «А», нашим чиновникам очень трудно выговаривать «Б». В части оценок уровня бедности приводятся застарелые и заниженные данные.

По оценкам правительства, за чертой относительной бедности находится 23,8% населения, а среди тех, кто имеет работу, данный показатель составляет 18,8%.

Хотя по данным постоянного представителя программы развития ООН в Украине Нила Уокера, в нашей стране 60% живут за чертой бедности. Под оной подразумевают примерно 5 долларов в день на человека (для стран Восточной Европы). Если применить номинальный обменный курс, получается 150 долларов в месяц или более 4 тыс. грн. Если мы возьмем семью из четырех человек (двое взрослых и две детей) получается, что черта бедности для такого домохозяйства находится на уровне 16 тыс. грн. в месяц.

В структуре доходов украинцев, заработная плата составляет лишь 40%, прибыль и смежные доходы – еще 25%. Зато почти  35% — это социальные трансферты со стороны государства в виде льгот и субсидий.

Конечно, можно сколь угодно долго говорить о неэффективности данной системы, но лишь ее наличие говорит о том, что украинцы действительно бедные, ведь почти на 35% зависят от бюджетной помощи.

Кроме того, в структуре расходов населения, накопления в финансовые активы составляют лишь 0,7% (ценные бумаги, депозиты, покупка валюты), а в нефинансовые и того меньше — 0,3% (земля, недвижимость), что в десятки раз меньше, чем в развитых странах.

Кроме того, как показывают данные госстата, из 14,6 млн. домохозяйств, 4,35 млн. или 29% не могли в полной мере получить медицинские услуги и купить лекарства.

В 97% случаев причиной тому была нехватка денежных средств. Следовательно, треть населения Украины по пирамиде Маслоу не может удовлетворить свои базовые запросы, связанные с элементарными физиологическими потребностями.

Программа Кабмина лишь пунктирно называет наиболее реальные причины бедности в Украине. И определяются они не пресловутым отсутствием новых рабочих мест, а именно трудовой бедностью, когда в Украине бедны как раз те, кто работает, платит налоги и все начисленные коммунальные платежи. Предпосылки бедности в Украине существенно отличаются от ЕС или динамично развивающихся стран. Это для Китая или Италии вопрос новых рабочих мест стоит в полный рост, так как уже сформированы (или в процессе формирования) условия для адекватной рыночной оплаты труда.

В Украине же достаточно много рабочих мест с зарплатой 4-6 тысяч гривен в месяц, вот только работа на таких условиях больше напоминает поселения римских рабов времен Спартака, а не экономику, «идущую» в Европу.

Гройсман

Как же собирается Кабмин бороться с бедность. Условно говоря — предлагает раздать бесплатную рыбу, или удочки для самостоятельной ловли?

Здесь мы видим либо реверансы в пользу ФПГ – «субсидирование» из государственного бюджета процесса создания «новых рабочих мест», либо гениальные ходы по решению проблемы занятости в стиле «Побега из Шоушенка» в части «расширения видов деятельности и сферы применения общественных работ».

Кроме того, старая комсомольская закалка видимо дает о себе знать и чиновники предлагают реинкарнировать нечто наподобие советских «проектных институтов», где народ корпел на чертежами «провала» (чтобы не проваливался). Только сейчас это красиво называется «социальные предприятия» и это счастье должно осчастливить временно переселенных лиц и участников АТО. Кроме того, планируется воссоздать что-то вроде студенческих «стройотрядов», но опять же под ребрендингом «транзитных рабочих мест».

Кроме того, в Кабмине решили изучить «механизмы трудоустройства сельского населения сельскохозяйственными товаропроизводителями». По аналогии можно было бы изучить и возможности привлечения на работу водителей городскими АТП…

И уж совсем экзотично смотрится возрождение работы «вахтовым методом» и дистанционной занятости (видимо по аналогии с дистанционной медициной).

Ну и дальше все по стандарту в части выдачи «плюшек»: рост зарплат и пенсий, «углубление» и «проникновении», «охват» и «информирование».

Последнее особенно важно перед выборами. А то электорат не поймет, кого благодарить за свое «счастливое детство».

Правда все эти обещания без конкретных цифр и параметров роста. Что-то наподобие «за все хорошее, против всего плохого».

Если резюмировать, то «пропал подъезд». «Дотации» работодателям и общественные работы для малообеспеченных – это не то, что позволит преодолеть бедность.

В лучшем случае – богаче станут именно отдельно взятые и допущенные к бюджетному корыту «работодатели». Ну а бедные – разве что поставят новые латки после «общественных работ». На одежде, купленной в  магазинах: «новые бренды из Европы».

Что касается «социальных» предприятий, то мы еще прежние не успели успешно приватизировать.

Ведь как показывает мировая практика, лучший способ бороться с бедностью, это перестать «бороться» с доходами населения. Например, с помощью новой тарифной политики, снижения уровня фискального давления, освобождения от налогообложения домохозяйств с минимальным уровнем доходов. Как говорил один киевский мэр: «весна придет и снег растает». И это наверное, единственный случай, когда он был прав…

Алексей Кущ, экономист и финансовый аналитик, специально для «Политеки», 15 марта 2019 года

Напомним, эксперт РПР: Гриценко — единственный, чья экономическая программа отвечает приоритетам украинского Совета бизнеса.

Как сообщала Politeka, у Гройсмана решили, сколько платить за ребенка: «смешные деньги».

Также Politeka писала, что Нацбанк старается удержать доллар: опубликован новый курс валют.