По ее словам, дела в отношении украинских политзаключенных рассматриваются в закрытом режиме. С адвокатов берут подписку о неразглашении — ограничение возможности для публичного давления на следствие или суд. В случае дела Романа Сущенко следствие засекречено, а любое разглашение его деталей предусматривает уголовную ответственность.
«Адвокат Новиков по делу Выговского (украинский политзаключенный Валентин Выговский, — ред.) даже родителям не сообщал никаких подробностей. Хотя был уже приговор суда. Но это особая категория дел, которые предусматривают особый режим секретности. С Сущенко видим аналогичную ситуацию, как и с другими украинскими политзаключенными — будет проводиться досудебное расследование, ФСБ проведет так называемое «свое следствие» — и, как показывает опыт других «шпионских» дел по украинцам, Сущенко дадут не менее 10 лет», — рассказывает правозащитница.
В частности, она побоялась говорить о каких-то перспективах освобождения Романа, ведь убеждена, что «этот дождь надолго». Также признается, что до конца не понимает, почему журналист Сущенко стал следующей жертвой Кремля.
«Это лотерея. Очень сложно понять, за что конкретно посадили Сущенко. Он писал довольно резкие статьи о России и сторонниках Путина в Европе. Можно предположить, что в связи с этим. Но оценки делать сложно. К Сущенко до сих пор не пустили украинского консула, едва пропустили адвоката. Это значит, что к нему применяют психологические пытки и ломают», — рассказала Томак.
При этом она напомнила, что недавно в Крым не пустили адвоката Женю Закревскую, которая, по ее словам, «работает над делами, раздражающими Россию». Закревской сообщили, что она есть в «черных списках» и сделали ее невъездной.
«Еще один украинский журналист, пишущий далеко не комплиментарные статьи и работающий в откровенно проукраинском издании, ездил в Россию к родственникам, но проблем у него там не было (фамилию журналиста из соображений безопасности не называла, — ред.). Я тоже недавно была в России, на границе имела часовую беседу с ФСБ, но все-таки мне позволили и въехать, и выехать. Можно сказать, что у россиян есть инструкция — «как провоцировать украинцев». Пытаются бить по больным местам. Мол, не существует украинского языка , что «Крымнаш». Говорят, что наша власть является нелегитимной. И в это время — следят за реакцией, ждут, когда же человек взорвется. Главное — не поддаваться на эти провокации и обходить острые углы», — посоветовала правозащитница.
В Крыму скоро некого будет спасать — ИслямовКак сообщала Politeka, о задержании украинского журналиста Романа Сущенко в Москве стало известно в воскресенье, 2 октября. Он вроде прилетел в Москву из Парижа навестить родственников.
Российское ФСБ заявило, что Сущенко является сотрудником Главного управления разведки Минобороны Украины, и обвинило в шпионаже. Однако при этом россияне не выдвинули никаких доказательств вины украинца, а также не сообщили украинскому консульству в Москве о задержании украинского гражданина.
Лефортовский суд Москвы арестовал Сущенко на два месяца — до 30 ноября.
Галина Остаповец