— Ваша оценка страстей, возникших вокруг блокады оккупированных территорий? В среду СНБО принял решение о запрете грузоперевозок на и с неконтролируемых территорий на Донбассе. Могу ошибаться, но подобные решения утверждаются постановлениями правительства. Суть даже не в этом, а в том, что заседание Совбеза состоялось, когда блокада длится два месяца, в то время как реакция должна была быть молниеносной.
— На самом деле СНБО может принимать подобного рода решения, поскольку речь идет о национальной безопасности. Другой вопрос, что это решение было вынужденным и принятым фактически под давлением блокадников.
Власть до последнего сопротивлялась восприятию блокады. Более того, совершались даже попытки силового разгона одного из блокпостов, однако когда стало ясно, что в дальнейшем общество (которое преимущественно стоит на стороне блокадников) может отреагировать на все происходящее более жестко, власть вынуждена была действовать.
Я могу утверждать, что это частичная победа блокадников, но самое ключевое последствие этого половинчатого решения состоит в том, что Украина прекратила финансирование террористов, коллаборационистов на оккупированных территориях.
Подчеркиваю, с каждой тонны угля, которая отгружалась на территорию Украины, с каждой тонны металла, который шел на экспорт, украинские олигархи оплачивали коррупционную ренту. За счет этой ренты существовали «ДНР» и «ЛНР», а также, естественно, вооружались боевики.
Теперь это все остановлено и теперь, в соответствии с нормами международного права, все расходы на содержание оккупированных территорий будет нести страна-агрессор. В данном случае, это Россия. А вообще, вся эта история свидетельствует о том, что в Украине отсутствует государство как таковое.
— При том, что мы наблюдаем в стране, вы говорите какие-то совершенно ужасающие вещи.
— Увы, но это реальность. А как иначе, если государство, вместо осмысленной политики по отношению к России и оккупации части территории Украины, три года занимается торговлей с оккупированными территориями?
Георгий Чижов о бесполезной борьбе и баталиях из-за Гройсмана – видеоКак иначе, если власть называет войну антитеррористической операцией, и говорит о безальтернативности «минского процесса»? А как иначе, если люди, волей революции оказавшиеся на вершине власти, занимаются тайными «договорняками» с Путиным и зарабатыванием денег? Что это означает? Лишь одно: государственной власти в стране нет.
— Актуальное дополнение. В среду вечером в эфир вышло телеинтервью президента, где он расставил все точки над «і», заявив, что не будет использовать свое право досрочного прекращения полномочий ВР. В экспертной среде мнения на этот счет разделились: одни считают, что внеплановая парламентская перезагрузка могла бы стать своего рода громоотводом, который уменьшит уровень социального напряжения, другие убеждены – выборы только расшатают наш «Титаник». Вы какой точки зрения придерживаетесь?
— Как это ни парадоксально, но в этом вопросе я согласен с гарантом Конституции. Досрочные выборы Украине сейчас не нужны. Если их проведения кто-то все же добьется, это приведет к умножению хаоса и появлению натуральной гайдаматчины.
В стране есть полтора десятка партий, имеющих такие-сякие рейтинги, и если они в ходе внеплановых выборов начнут бороться за власть, это моментально будет подогрето Россией с целью дестабилизации ситуации внутри нашей страны…
— Извините, перебью вас, но куда дальше разжигать? У нас и без того происходит Бог знает что. В парламент заходят люди в камуфляже. Завтра зайдут артисты, циркачи или стриптизеры.
— Приход в сессионный зал людей в камуфляже – это демонстративная выходка «Народного фронта», совершенная, наверное, по указке Арсения Яценюка, который таким образом, очевидно, решил напомнить о себе. Это точно такой же элемент умножения хаоса в Украине, как и возможные внеплановые выборы в парламент.
— А почему вы считаете, что выборы в Раду принесут лишь вред для страны? Естественно, выносим за скобки фактор войны.
— Потому что, к сожалению, действующей власти на данный момент нет альтернативы. Есть десятки мелких, популистских партий и так называемых добровольцев, которые будут состязаться за 5%, необходимых для преодоления проходного барьера в ВР.
Я выступаю категорически против досрочных выборов, потому что убежден – это точно не тот путь, который ведет к укреплению и сохранению украинского государства.
— Какой путь в существующих условиях является правильным?
Олег Березюк: ОРДЛО — неконтролируемый оффшор в центре Европы— Путь – это, прежде всего, формирование гражданской альтернативы в виде мощной политической силы, которая будет иметь поддержку как минимум 20-25% населения Украины.
— Реально ли это при олигархической монополии на центральные телеканалы?
— В конце 80-х годов вся власть в Украине принадлежала Коммунистической партии. Тем не менее возник «Народный рух».
— Тогда был Чорновил, а сейчас – нет.
— Что делать? Ищем лидера. Аналогичная проблема стояла перед нами в 2002 году, но возникла «Наша Украина» во главе с Ющенко, аккумулировавшая доверие 25% населения. То есть, несмотря на запреты и тотальный контроль медиа, мы прорывались.
— Вы – романтик и считаете, что парламентарии нынешнего созыва выполнят предвыборные обещания и кардинально изменят законодательные правила избирательной игры?
— Я считаю, что эта Верховная Рада уже ничего не сделает. Она, скорее, мертвая, нежели живая. Парламент сейчас гниет и пусть себе догнивает до тех пор, пока не возникнет альтернатива.
Допускаю, что под давлением гражданского общества действующую ВР можно заставить утвердить европейское избирательное законодательство, и, таким образом, создать условия прихода в парламент действительно новых, революционных гражданских сил. Классика: старый режим падает не тогда, когда он уже распался, а тогда, когда появляется альтернатива. Поэтому пускай гниет себе этот парламент и догнивает потихоньку.
— Общественное давление, о котором вы говорите, эффективным будет в форме уличных протестов или…?
— Безусловно – массовое уличное давление.
— Которое возглавит кто? Вы видите такого человека?
— С лидером, конечно же, было бы проще. При отсутствии лидеров, будем создавать полилидерскую линейку либо выстраивать коалицию организаций. Объединение – их общий интерес, так как добиться принятия нового закона о выборах, означает для новых организаций и партий вход в политику.
Я признаю, что проблема лидерства является на сегодня ключевой с точки зрения формирования альтернативы. Но, к сожалению, лидер, который объединил бы всю страну, пока что не вырисовывается и, скорее всего, нас ждет дальнейшая жертвенность и борьба людей.
Протестная искра может вспыхнуть в любую секунду, но детонатором может послужить исключительно острая несправедливость со стороны власти. А в целом, да, страна пребывает в очень тяжелом положении, потому что у нас отсутствует государственная элита, у нас есть барыги и компрадоры при власти, и это наша базовая проблема, которая приводит к печальному выводу: отсутствие государства как такового.
— Многие ваши коллеги прогнозировали осенние протесты после повышения тарифов. Этого не произошло. Что может послужить детонатором сейчас?
— Отвечу вам так: никогда не считал и не буду считать, что отраслевые протесты могут привести к революции и смене режима.
— Да, тут с вами можно согласиться. У нас душевные порывы правят революционным балом.
Украинская власть как головка самонаведения— Именно так. Революции в Украине возникали там и тогда, когда возникала острая несправедливость и унижение человеческого достоинства.
— Через месяц истекает срок иммунитета правительства. Насколько вероятной является отставка Кабинета министров Гройсмана?
— Действующее правительство – ничем не лучше и не хуже правительства Яценюка. Финансово-экономический блок за год премьерства Гройсмана никаких прорывов не обеспечил. Ну, разве что по требованию МВФ поднял тарифы до европейского уровня, забыв при этом повысить зарплаты.
— Как это, премьер-министр при каждом удобном случае хвастает о повышении «минималки».
— Подождите, так эта «минималка» вылезает боком малым и средним предприятиям, которые вынуждены идти на уровниловку, ведь тарифную сетку Гройсман не изменил. А если смотреть на повышение тарифов на газ и электроэнергию, то глава правительства сделал добро для олигархов, поскольку госбюджет компенсирует Ахметову и компании цену на газ.
Я считаю, что будет предпринята попытка устранить правительство Гройсмана. В парламенте это будет делать Юлия Тимошенко, а вне стен ВР – Саакашвили, Садовый, Гриценко. Но мне известен и другой план, который вынашивается в Администрации президента.
— Сменить Гройсмана, заменив более лояльной пешкой?
— Да, но при этом планируется выбросить из коалиции «Народный фронт». Суть такова. Завести в коалицию Ляшко, расколоть НФ на две части, одну забрать под себя (Банковую, – ред.). Также планируется расколоть Оппозиционный блок на часть Ахметова и Левочкина. Добавляем к этому группы «Воля народа» и «Видродження» и получается большинство. И вот такая лоскутная коалиция будет существовать.
Наталия Ромашова