Кому выгодно введение абонентской платы и как заставить регулятора отменить это решение, в интервью Politeka рассказал нардеп от Радикальной партии, член Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Юрий Чижмарь.

— Нацкомиссию создавали как независимый орган. Так ли это на самом деле?

Чижмарь
— НКРЭКУ умеет хорошо использовать европейский опыт в коррупционных целях. Пример – «Роттердам плюс». Никто не завозил уголь в Украину из-за границы, но по этим тарифам учитывался уголь с оккупированного Донбасса. Помним и европейскую формулу «немецкий хаб» для поставок газа. Хотя много газа поставляем из Украины в Украину – из Полтавской, Ивано-Франковской областей. Также было введение платы за присоединение к электросетям мощностью до 5 МВт.

Как видим, Нацкомиссия – это орган, в котором собраны зависимые люди, не имеющие специального образования и опыта работы в энергетической отрасли, речь идет и о главе НКРЭКУ Дмитрии Вовке. Эти люди принимают решения, которые им подсовывают с коррупционной целью, и даже не осознают этого. Документы регулятора даже не юстируются. Нацкомиссия создает коррупционные кормушки для отдельных олигархов.

— Введение абонплаты за пользование газом – одно из таких решений?

— Абонентскую плату подвели бы под европейскую практику, когда на рынке нет монополистов. В Европе поставки газа разбиты на трех субъектов: поставщик газа, транспортер и тот, кто занимается распределительными сетями. Украина должна двигаться в том же направлении. Надо разделить, где цена за газ, где за магистральный транзит, а где за разводной. Должны быть три поставщика и, соответственно, три лицензии. Эти лица не должны быть связаны, чтобы люди не страдали.

Сейчас регулятор эти тарифы разъединил, но ввели непонятную абонплату. Она непрозрачна и приводит к увеличению расходов граждан, потому что на транзит не распространяется субсидия и не понятно, что туда заложено. Почему люди платят разную абонплату, в зависимости от вида счетчика? Налог на автомобиль не зависит от того, электронный или механический спидометр в нем. Поэтому абонплата, хоть у нас и любят писать, что введена «во исполнение директивы ЕС в соответствии с требованиями МВФ и Соглашением об ассоциации с Евросоюзом», на самом деле – это чистая коррупция.

Почему абонплата за газ ударит по бедным украинцам

Этот состав НКРЭКУ себя дискредитировал формулой «Роттердам плюс», немецкими хабами, присоединением к электросетям и этими абонплатами. Он должен уйти в отставку. Вместо них должны прийти профессионалы, которые действительно высчитают, сколько стоит содержание газовой сети, адекватную плату за газ и из чего состоит. Тогда люди будут платить не 6 тыс. грн за кубометр за всю услугу, а 4,5 или даже 3,5 тыс. грн.

— Кому выгодно введение абонплаты?

— Облгазам. Абонплата есть в каждой стране, но там у потребителей есть возможность выбирать. Это как с мобильной связью. Есть несколько абонплат и вы выбираете, какая, в зависимости от объема необходимых услуг, подходит. Украинцам дали одну абонплату, которая не зависит от потребителя, а от установленного в него объекта учета. Этого не может быть. Это ошибка. Ведь абонплата за телефонные услуги не зависит от фирмы производителя телефона.

В принципе, это решение НКРЭКУ укладывается в условия Третьего энергопакета, который Украина подписала с Европейской газовой ассоциацией. Оно укладывается и в новый закон о рынке газа, по которому потребитель покупает газ напрямую у продавца, а не через посредников, вроде«Нафтогаза». Закон предусматривает, что потребитель может прийти в облгаз и выбрать себе поставщика. Компанию, которая имеет лучшую цену. Дальше просто платить за транзит. Это логично. Но транзит по такой цене не укладывается в голову.

— Сейчас регулятор говорит, что Кабмин должен снизить цену на газ.

— Здесь я согласен с НКРЭКУ. Кабинет министров не может определять цену на газ. Если стремимся к свободному рынку газа, то цену определяет производитель или поставщик в Украину, а не Кабмин. Можно только установить предельные цены, чтобы не было монополизма и превышения торговой наценки.

Что касается транзита газа, здесь цену должен устанавливать регулятор, потому что он оценивает стоимость содержания всей газотранспортной сети Украины в разных регионах и определяет, сколько на это содержание нужно совместно платить денег. Но Нацкомиссия не предоставила методологию. Как можно за три дня принять соответствующее решение?

Когда НКРЭКУ принимала решение об увеличении платы за подключение к электросети до 5 МВт, говорили, что сделали аудит и имеют заключение McKinsey и Ernst & Young. Когда депутаты сделали запрос в эти аудиторские учреждения, те сказали, что никаких выводов не делали. НКРЭКУ солгала. Думаю, в случае с абонплатой тоже много лжи, невежества и коррупции.

— Почему так поспешили с решением ввести абонплату? 28 марта установили и уже 1 апреля ввели.

Александр Опанасенко об энергетической монополии и гибридной ситуации (видео)

— Это под вопросом. Сейчас проводим реформу. Весь комплекс, согласно закону, должны вводить одновременно. Например, с 1 января 2018 года или 2019 года, когда создадим рынок газа с определенным количеством поставщиков и транзитников, которым определяем тариф.

Здесь выхватили по реформе одну часть и установили тариф на транзит, а тариф на газ оставили регулируемым. К тому же даже не обосновали, как рассчитывается тариф на транзит. Хотелось бы увидеть от Дмитрия Вовка, на базе чего он голосовал за эту методологию? Где она и кто ее прописал? Думаю, если разобраться, получим «филькину грамоту».

— Почему населению даже не дали переходный период, чтобы подготовиться к введению абонплаты?

— Здесь не стоит вопрос переходного периода. Мы не можем давать коррупции переходные периоды. Задумывалось, что НКРЭКУ будет привлекать независимых экспертов, которые будут изучать состояние из сметы содержания сетей, чтобы они могли вынести адекватную цену с нормальной экономически обоснованной рентабельностью компаний, которые содержат эти сети. Нынешняя ситуация показывает, что они не принимают обоснованные цены, а определяют их на базе договоренностей с владельцами облэнерго. Думают, что нация проглотит.

Сейчас Вовк говорит, что 10 апреля пересмотрят решение. Просят Кабмин уменьшить тариф на газ и ввести субсидии на его транзит. Но не будем себя обманывать. Все равно будем платить по завышенным тарифам. К сожалению, энергетика в Украине – это отрасль, где большой оборот денег. Коррупция там укоренилась.

— Как заставить НКРЭКУ отменить решение?

— Будем работать над этим. Однако нужно требовать и ротации членов Нацкомиссии. Нет другого выхода, как их сменить. За один год у них четыре огромных коррупционных скандала, где были вынуждены отступать, но каждый раз придумывают что-то новое. Общество не должно бороться с чиновником, который утратил доверие. Он должен просто уйти из власти.

— Парламент и правительство не имеют влияния на Нацкомиссию.

Александр Савченко о спасении гривны и требованиях к российским банкам – видео

— Это тот недостаток, когда принимаем законы, но не читаем их. Кричат, что это требование ЕС, европейских партнеров, а кто не голосует – тот рука Москвы. Проводим подобные нормы и создаем монстров.

НКРЭКУ сформировали с верой, что пять человек, которые там будут работать, будут кристально чистыми. За 25 лет в Украине научились создавать коррупцию, но не научились с ней бороться. В такой ситуации надо понимать, что чиновник априори будет коррумпирован. Поэтому нужно создать условия, когда он не сможет этого сделать. Он должен быть контролируемым и знать, что может понести ответственность.

Посмотрите, что творится в Национальном агентстве по предотвращению коррупции. Система не работает и никто не несет ответственности. В НКРЭКУ система пробуксовывает, и тоже никто не отвечает. Поэтому пока депутаты непрофессионально будут подходить к принятию законов и, вместо того, чтобы проводить дискуссию, будут принимать закон, опираясь на лозунги «мы реформаторы, мы против Москвы, поэтому голосуем» – это не парламентаризм и не законотворчество. Так всегда будут проблемы с нормативными актами, которые принимаем.

Верховная Рада приняла уйму законов, но большинство из них не действенны, потому что не профессиональны. Когда принимали закон о НКРЭКУ, я предупреждал, что он не будет действовать.

— Заставить НКРЭКУ подать в отставку нет никаких способов?

— Нет. Это же независимый регулятор.

— А через суд?

— Для суда нужно доказать правонарушение. Пока наша правоохранительная система будет искать его, пройдут 2-3 года.

Есть зарегистрированный законопроект, чтобы изменить ряд норм в законе о Нацкомиссии. Нужно иметь возможность увольнять членов по решению ВР, объявлять им недоверие. Ввести норму обязательной юстировки документов НКРЭКУ, устанавливающих норму права. Все министерства это делают. Тогда хоть немного приведем их в соответствие.

Конечно, заинтересованные в таком органе начнут рассказывать, что таким образом мы нарушаем взятые перед Евросоюзом обязательства и Украине не дадут безвизовый режим либо очередной транш МВФ.

Ольга Головка