Конечно, по степени интенсивности доминирует война в Сирии, но это, возможно, фактор временный. Так или иначе, но напряженность нарастает в Персидском заливе, более того, она многослойна.

Буря в Заливе: арабский мир готовится к взрыву

Дипломатический конфликт с Катаром, при всей его важности, является вторичным по отношению к оси противостояния — коалиции арабских государств во главе с Саудовской Аравией и Египтом против Ирана. Вторая составляющая — это попытка ограничить турецкую экспансию в виде дислокации Анкарой своего воинского контингента в Катаре. Третья составляющая, обычно остающаяся в некоторой тени — это противостояние по линии Турция — Иран.

Распри между важнейшими спонсорами различных оппозиционных группировок, вмешательство Израиля, пока ограниченное, в войну на юге Сирии, уже сказывается на ходе военных действий. Исламисты начинают воевать не столько с правительственными войсками, подразделениями Хезболлы и шиитской милиции, сколько между собой. Этим пользуется правительственная армия по наводке своих иранских и российских советников. Одновременно обостряются отношения между курдами с одной стороны и турецкими подразделениями на севере Сирии, и с правительственными войсками. Да и сирийские оппозиционеры все чаще поворачивают оружие против курдов.

Не обошла ссора между монархиями Персидского залива и сектор Газа. Здесь тоже намечаются серьезные изменения.

Проблемы ХАМАС

С июля 2007 года в секторе Газа правит организация ХАМАС — Ḥarakat al-Muqawamah al-Islamiyyah, Исламское движение сопротивления. В Израиле, Канаде, США и Японии организация признана террористической, в Австралии и Великобритании террористическим признано только военное крыло ХАМАС — Бригады (батальоны) «Изз ад-Дин аль Кассам», названное в честь исламского священнослужителя, создателя и руководителя террористической организации «Черная рука» во времена британского мандата в Палестине в 1920-1947 гг.

Ветер войны — курды перекраивают карту на Востоке

ХАМАС постоянно конфликтует с окружающим миром, и особенно сильно — с правящим режимом Палестинской национальной автономии (ПНА) на Западном берегу реки Иордан.

Первоначально ХАМАС активно включилось в борьбу против режима Асада. Хотя семейство сирийских президентов долгое время всячески поддерживало организацию. Очевидно, что это случилось по желанию спонсоров ХАМАС — Турции и Катара. Следует отметить особо сильное влияние последнего, подкрепленное существенной финансовой поддержкой. Бойцы ХАМАС тогда оказались наиболее боеспособными, а инструкторы отвечали за военную подготовку протурецкой Сирийской свободной армии (ССА). Однако, возглавить оппозиционное движение ССА не смогла, это удалось сделать ИГИЛ (ИГ). Более того, в вооруженных столкновениях с боевиками ИГ бойцы ХАМАС потерпели поражения и понесли значительные потери.

Возникла реальная опасность вторжения боевиков ИГ в сектор Газа, вот почему лидеры ХАМАС предпочли прекратить вооруженную борьбу против ПНА и даже Израиля и формально признать свою подчиненность первой. Все это продолжалось короткое время. Проведенный в Газе 15 декабря 2014 года военный парад означал конец даже номинальных таких действий.

После военного переворота в Египте ХАМАС лишилась поддержки «братьев-мусульман» и пришлось искать новых покровителей. Им стал Катар, принявший на себя всю необходимую финансовую поддержку не только организации, но всего сектора Газа. Следует учесть, что там действует не только ХАМАС, но и другие салафитские и ультрасуннитские группировки. Добавим к этому перманентное противостояние с ПНА и ее спецслужбами, постоянный поиск израильской агентуры, шпионов и диверсантов с Западного берега реки Иордан.

Все это показывает, что ситуация в секторе довольно сложная и нет пока никаких перспектив ее разрядки. Похоже, что подобное не входило в планы внешних покровителей и спонсоров ХАМАС. Однако, с началом противостояния в Сирии, а особенно в Персидском заливе, ситуация для организации и всего сектора Газа изменилась в худшую сторону.

Враждебное окружение

ХАМАС в Сирии пришлось отбиваться не только от ИГИЛ, но также и от Хезболлы. Тогда отношения с Ираном были очень напряженными, но лидеры в Газе не очень переживали. Катар казался новой путеводной звездой, а финансовый поток представлялся полноводным.

Африканские страсти Кремля: как Запад и Восток сошлись в Ливии

Конечно, приходилось быть несколько сдержанным, так как при ракетных обстрелах Израиля следовал мгновенный и довольно внушительный ответ. Тем не менее, статус борцов с «сионистским образованием» позволял не особенно ограничивать себя в тратах.

Когда в Египте правили «братья-мусульмане» во главе с президентом Мухаммедом Мурси, наступило золотое времечко. Был подготовлен план по передаче под контроль ХАМАС северной части Синайского полуострова. Пункт перехода Рафиах на границе Египта и сектора Газа был раскрыт настежь. Лидер египетских «братьев-мусульман» миллионер Хайрат аль-Шатер делал щедрые пожертвования правительству ХАМАС в Газе.

Все изменил военный переворот в Египте. Новая власть в Каире обвинила ХАМАС в причастности к террористической деятельности на Синайском полуострове, в нападениях на египетских военных и пограничников, а также к штурму тюрьмы «Вади эль-Натрун» к северу от Каира в 2011 году. Тогда из нее освободили 30 исламистов, в том числе и Мурси.

После этого переход Рафиах стал работать в минимальном режиме. Прекратились через него нелегальные поставки оружия, топлива, автомобилей, цемента, продовольствия и других товаров. Египетские военные вертолеты с молчаливого согласия Израиля начали постоянный облет юга сектора примыкающего к границе.

КПП Рафаих

Некоторые подземные туннели через границу были разрушены, в чем помощь оказал все тот же Израиль, где было разработано оборудование обнаружения подземных строений. Другие туннели были залиты нечистотами, и такие действия египетские власти проводят регулярно. Практически пользоваться туннелями стало невозможно.


Перекрытие Египтом границы с Газой стоило руководству последней более $300 млн в год, что составляет примерно половину суммы, получаемой от спонсоров, в частности, от Катара. До какого-то момента это было не очень чувствительно, пока не наступил кризис в Персидском заливе.


Большинство арабских стран либо выступили с критикой действий ХАМАС, либо предпочли прервать контакты с этой организацией. Несколько странно это выглядит, но именно в прессе Саудовской Аравии и ОАЭ чаще всего звучат обвинения ХАМАС в терроризме.

Сирийский узел: почему союзники России не хотят воевать

Саудовская газета Okaz расценила действия ХАМАС как предательство по отношению к Палестине, а саму организацию как «двойного агента Дохи и Тель-Авива». Особенно разозлил Эр-Риад тот факт, что $120 млн, которые власти Саудовской Аравии и ОАЭ предоставили Газе в виде гуманитарной помощи, были потрачены на строительство туннелей для контрабанды и проведения диверсий. «ХАМАС использует всю помощь, которую палестинцы получают для поддержки своих интересов, на строительство тоннелей под школами, домами и больницами, создавая, таким образом, опасность для жизни палестинцев». И это далеко не все, а только начало.

В ультиматуме, предъявленном руководству Катара от конфликтующих с ним стран, содержится требование прекратить поддержку террористических организаций, в том числе и ХАМАС. Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр назвал организацию экстремистской и потребовал от Дохи прекратить ее поддержку. Видимо в Газе началась паника. Там заяивили, что палестинский народ и арабские нации в ужасе от заявлений Эр-Рияда. Также добавили, что призывы Саудовской Аравии на руку только Израилю, который использует их с целью еще в большей степени попрать права палестинцев.

Министр иностранных дел Катара шейх Мохаммед бин Абдулрахман аль-Тани в ответ заявил, что его страна поддерживает не ХАМАС, а палестинский народ.

«США считают ХАМАС террористической организацией, но для остальных арабских стран это законное движение сопротивления», — заявил он.

Таким же образом министр высказывался во время своего визита в Москву в июне сразу после начала кризиса в отношениях стран Персидского залива.

Тем не менее, в арабской прессе появились сообщения, что лидеры ХАМАС, проживающие в Катаре и на высылке которых настаивала Саудовская Аравия, покинули заливное государство. Как передал ливанский телеканал Al Mayadeen, лидеры организации уехали по просьбе катарских руководителей, но сами они утверждали, что сделали это добровольно, чтобы не усугублять и без того сложное положение.

В данный момент сектор Газа и верховодящее в нем ХАМАС оказались в кольце врагов. Единственная сухопутная граница с Египтом плотно закрыта. Морское побережье полностью контролируется израильскими кораблями, воздушное пространство также практически закрыто. Появляться там можно только по договоренности с Израилем. Доставка товаров в данный момент возможна только со стороны последнего. Соответственно через границу пропускается только продовольствие, медикаменты, горючее и товары повседневного спроса. С оружием начались проблемы.

Со своей стороны ПНА прекратила выплаты Израилю за поставки электроэнергии в сектор Газа. Также прекращена финансовая поддержка членов организации, заключенных в израильских тюрьмах.

С 2006 года ПНА выплачивает Израилю около $12 млн за поставки электроэнергии и теперь, после прекращения платежей, единственная в Газе израильская электростанция остановлена из-за отсутствия топлива. Она обеспечивала поставку около 30% электроэнергии, необходимой сектору. Как передает телеканал Al Jazeera, и раньше электричество подавалось только на 6-8 часов, теперь это время сократится до 2-4.


В условиях столь плотной блокады и вероятным сокращением, если не полным прекращением, финансовой поддержки со стороны Катара, руководству ХАМАС придется искать нового покровителя. Выбор крайне ограниченный и сводится либо к Ирану, либо к Саудовской Аравии.


Здесь возникает другая опасность. ХАМАС — суннитская организация и идет в фарватер шиитского Ирана. Это в глазах большинства арабского мира — предательский шаг, который и не сулит главарям организации ничего хорошего.

Идти на поклон Эр-Риаду и превратиться в одного из многочисленных клевретов саудитов не лучше. Это также означает крутой поворот и необходимость удовлетворить требование подчинения ПНА на Западном берегу реки Иордан.

Начать, как раньше, для привлечения симпатий арабского мира противостояние с Израилем тоже дело неблагодарное. Этой страной решена проблема туннелей, по которым боевики ХАМАС пробирались в Израиль для совершения терактов. Военные и полицейские Израиля взрывают их в процессе сооружения. Система противоракетной обороны Кипат барзель (англ. Iron Dome — Железный купол) надежно защищает от неуправляемых ракет из Газы.

Система ПРО «Железный купол»

Кроме того, принята на вооружение система третьего уровня противоракетной обороны «Праща Давида», которая обеспечивает перехват баллистических ракет М-600, имеющихся на вооружении у Хезболлы. Если начать вооруженное столкновение с Израилем, то на поддержку не то что соседей, но и других арабских стран нечего и рассчитывать.

В общем, куда не кинь всюду клин.

Юрий Райхель